Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Был ли такой период на земле, когда хищники питались травой?

16 октября, темы: Берешит, Тора, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Здравствуйте! В Торе говорится, что животным после их создания были даны в пищу растения. Какие животные здесь имеются в виду, только травоядные или хищные также? Был ли такой период на земле, когда хищники питались травой? Почему было так задумано Богом — создавать их хищными по строению тела, но с повелением есть траву? Спасибо.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос. Вы верно отметили: в Торе сказано, что животным после их создания были даны в пищу растения, а о хищниках ничего не сказано. Это следует из стиха в Берешит (1:30): «А всем животным земным и всем птицам небесным, и всякому движущемуся по земле, в котором душа живая, — вся зелень травяная в пищу». В классических комментариях я нашел два основных подхода к ответу на Ваш вопрос.

1) Первый подход — «обойти вопрос стороной». То есть, хищники были изначально, только Тора их не упомянула. Этому есть два объяснения. Рав Саадья Гаон (Расаг) пишет: Тора говорила о большинстве видов, а меньшинство не упомянула. А большинство животных — травоядные, только небольшая часть — хищники. Раби Авраам, сын Рамбама, пишет, что и хищники, если проголодаются и не найдут мяса, утолят голод растительной пищей. Поэтому Тора говорит, что животным были даны в пищу растения.

2) Второй подход — понять написанное буквально. То есть — хищников изначально не было. Ответ на вопрос, как они появились, дает Рамбан в своем комментарии к книге Ваикра 26:6. Он пишет, что все животные были изначально «вегетарианцами». И только из-за греха Адама природа части из них изменилась и они стали хищниками. Это было сделано в наказание человеку — ему пришлось стать пищей животных. А сделавшись «человекоядными», животные начали есть и друг друга. Если так, то, видимо, и строение тела у них изначально было как у травоядных животных. И его приспособление к новой реальности было частью глобального изменения всего творения вследствие греха Адама. Или же — хищники изначально были сотворены как мясоеды, но питались травой. Т.е. они были подготовлены изначально к такому развитию событий.

К этому можно еще добавить: существует спор мудрецов о стихе в книге Йешаяу (11:6-9): «И будет жить волк с овцой, а леопард будет лежать с козленком…» Речь идет о временах Машиаха, когда мир придет к исправлению. Есть мнение, что здесь сказано не об изменении природного порядка, а только о том, что еврейский народ перестанет быть гонимым. Мир между животными, упоминаемыми в стихе, — только аллегория. Согласно другим мнениям, этот стих следует понимать буквально. Тех, кто придерживается этого последнего мнения, спрашивают: ведь о временах Машиаха сказано, что мир продолжит идти прежним порядком, природа не претерпит изменений. Как же можно понимать сказанное буквально? Ответ на этот вопрос связан со вторым подходом в толковании (см. выше): то, что животные перестанут быть хищниками, — не изменение природы, а лишь возвращение к изначальному порядку вещей.

С уважением, Менахем Эпель


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме