Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Но если человек вынужден потратить деньги на какую-либо заповедь, например, если ему нужно сделать обрезание своему сыну или устроить свадьбу бедным жениху и невесте — в этом случае, а также для покупки книг, по которым он сможет учиться сам и одалживать их другим, чтобы и они также учились по ним, если у него недостаточно денег и он не смог бы выполнить эту заповедь на свои деньги, он может сделать это на деньги, предназначенные для милостыни.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Так ли важна тема разрушения и восстановления Храма?

Темы: Молитва Амида, Разрушение Храма, Еврейская молитва, Геула, Траур по Храму, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

Шалом! Помогите пожалуйста разрешить следующее противоречие. С одной стороны, тема разрушения Храма необычайно важна. Около 2000 лет мы оплакиваем Храм и постимся на 9 ава. С другой стороны, в Амиде тема Храма стоит на последнем месте. В синагоге, как правило, приходится очень постараться, чтобы успеть помолиться о восстановлении Храма прежде, чем хазан начет повторение. Более того, этот отрывок не повторяется хазаном. Так настолько ли важна эта тема? Спасибо, Юрий

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Вы правы, тема разрушения Храма необычайно важна. Ведь, пока мы не забываем о разрушении Храма, остается надежда на его восстановление. Но в том, что в нашей молитве эта тема стоит на последнем месте, позвольте с Вами не согласиться. Напротив, большая часть молитвы Амида посвящается просьбе о скорейшем Избавлении. Мудрецы (Мегила 17 б-18а) даже усматривают в порядке благословений этой молитвы определенную последовательность этапов Избавления.

Вначале Земля Израиля снова станет давать свои плоды (девятое благословение Амиды — благословение урожайных лет), затем евреи вернутся в Землю Израиля (следующее благословение — «собирающий изгнанников»), затем будет суд над злодеями («верни наших судей…»), исчезнут предатели и вероотступники («а доносчикам пусть не будет надежды…»), и тогда праведники смогут поднять голову («опора и надежная защита праведников»), вновь будет отстроен Иерусалим («в Иерусалим, город Свой по милосердию Своему возвратись»), потомок царя Давида станет царем («росток Давида, раба Твоего, вскорости произрасти…»), вместе с ним придет молитва («услышь наш голос…»), и, наконец, возобновится служба в Храме («и верни служение в святую обитель Свою…»), а вслед за ней придет благодарность («благодарим мы Тебя…»). Как Вы видите, завершающей частью нашей молитвы (кроме просьбы о мире в последнем, девятнадцатом благословении) становиться просьба о возобновлении службы в Храме.

Если же Вы спросите, почему в молитве Амида нет прямой просьбы о восстановлении Храма, следует сказать, что, вслед за нашими пророками, составители молитвы не отделяли восстановление Храма от восстановления Иерусалима. В молитве Мусаф на праздники даже сказано: «И приведи нас в Цийон, город Твой, с ликованием и в Иерусалим, святой Храм Твой с радостью вечной». Пророк Ирмия оплакивал разрушенный Иерусалим, а вставка в молитву на девятое Ава говорит о том, как сожженный Город ждет своего восстановления. И в наше время остается причина для скорби, ведь большая часть Старого города вместе с Храмовой горой все еще не наша.

Если Вы не успеваете закончить молитву до начала повторения ее хазаном, Вам не нужно прерываться, Вы можете, не торопясь, дочитать ее до конца.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше