Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Запрещено употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Кому и зачем это нужно делать?

16 августа, темы: Запреты, Бней Ноах, Жестокость, Животные, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Уважаемый раввин! Одна из заповедей для Бней Ноах запрещает употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Звучит это, мягко говоря, довольно странно. Прошу Вас объяснить суть заповеди и, по возможности, со ссылкой на первоисточник. Спасибо.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Сказано в Торе (Берешит 9:4): «Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте». Раши комментирует: «Запретил им (потомкам Ноаха) часть тела еще живого животного…». В книге Дварим (12:23) Тора повторяет этот запрет для евреев: «Но воздержись от того, чтобы есть кровь, ибо кровь есть душа; не ешь же души вместе с мясом». Раши приводит объяснение мудрецов к этому стиху (Сифрей 12:43): «Запрет (употребления в пищу) части тела еще живого животного».

Приведем несколько объяснений смысла этой заповеди. Следует только сначала оговориться, что, хотя прояснением смысла заповедей занимались великие мудрецы, важно всегда помнить, что заповеди нам дал Творец мира, о Котором сказано, что Его мысли — не наши мысли. Поэтому объяснение смысла заповедей часто подобно объяснению отца, когда он разъясняет ребенку смысл своих действий — на уровне понимания ребенка. Объяснение верное, но глубина при этом теряется.

Рамбам в своем труде «Море Нэвухим» — «Путеводитель колеблющихся» (3, 48) пишет, что употребление в пищу части тела еще живого животного приучает человека к жестокости. Кроме того, так в те времена поступали цари народов, это было частью служения идолам.

Известный каббалист раби Менахем Реканати пишет в своем комментарии к книге Берешит (9:4): «Если верить в тайну перевоплощения в животных, то тот, кто ест часть тела еще живого животного, — как будто ест часть тела своего ближнего».

О вопросе, кому и зачем это нужно: кроме того, что привел Рамбам, можно добавить: этот запрет охватывает и те случаи, когда часть тела была отделена от живого животного без намерения его съесть. Например, если животное было травмировано или же если для его спасения орган нужно было ампутировать.

Если Вас интересуют все детали этого запрета, см. у Рамбама в «Мишнэ Тора», в разделе о запрещенных видах пищи, гл. 5. А также в Шульхан Арухе, раздел «Йорэ Дэа», 62.

С уважением Менахем Эпель

Материалы по теме