Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что ты видишь в этом мире, всё, что есть в этом мире, всё это — чтобы поставить тебя перед выбором и испытать»Раби Нахман из Бреслава

Запрещено употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Кому и зачем это нужно делать?

Темы: Запреты, Бней Ноах, Жестокость, Животные, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Уважаемый раввин! Одна из заповедей для Бней Ноах запрещает употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Звучит это, мягко говоря, довольно странно. Прошу Вас объяснить суть заповеди и, по возможности, со ссылкой на первоисточник. Спасибо.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Сказано в Торе (Берешит 9:4): «Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте». Раши комментирует: «Запретил им (потомкам Ноаха) часть тела еще живого животного…». В книге Дварим (12:23) Тора повторяет этот запрет для евреев: «Но воздержись от того, чтобы есть кровь, ибо кровь есть душа; не ешь же души вместе с мясом». Раши приводит объяснение мудрецов к этому стиху (Сифрей 12:43): «Запрет (употребления в пищу) части тела еще живого животного».

Приведем несколько объяснений смысла этой заповеди. Следует только сначала оговориться, что, хотя прояснением смысла заповедей занимались великие мудрецы, важно всегда помнить, что заповеди нам дал Творец мира, о Котором сказано, что Его мысли — не наши мысли. Поэтому объяснение смысла заповедей часто подобно объяснению отца, когда он разъясняет ребенку смысл своих действий — на уровне понимания ребенка. Объяснение верное, но глубина при этом теряется.

Рамбам в своем труде «Море Нэвухим» — «Путеводитель колеблющихся» (3, 48) пишет, что употребление в пищу части тела еще живого животного приучает человека к жестокости. Кроме того, так в те времена поступали цари народов, это было частью служения идолам.

Известный каббалист раби Менахем Реканати пишет в своем комментарии к книге Берешит (9:4): «Если верить в тайну перевоплощения в животных, то тот, кто ест часть тела еще живого животного, — как будто ест часть тела своего ближнего».

О вопросе, кому и зачем это нужно: кроме того, что привел Рамбам, можно добавить: этот запрет охватывает и те случаи, когда часть тела была отделена от живого животного без намерения его съесть. Например, если животное было травмировано или же если для его спасения орган нужно было ампутировать.

Если Вас интересуют все детали этого запрета, см. у Рамбама в «Мишнэ Тора», в разделе о запрещенных видах пищи, гл. 5. А также в Шульхан Арухе, раздел «Йорэ Дэа», 62.

С уважением Менахем Эпель

Материалы по теме

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

Семь заповедей сынов Ноаха

Рав Ефим Свирский

Заповеди для всего человечества.

Наши души — осколки души Адама. Рождая детей, мы продолжаем дробить единую душу?

Рав Менахем Эпель

Зачем тогда иметь много детей?

Пути праведников. Милосердие

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству.

Рав Менахем Эпель

Неизвестный автор

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 оду приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Также учился в ешиве «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

Пути праведников. Жестокость

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Сказано в Торе: «Люби ближнего своего, как самого себя», — но всякий, в ком есть свойство жестокости, весьма далек от этого.

Смысл заповедей кашрута

Рав Моше Пантелят

Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»

Запрет на убийство ради спасения жизни

Рав Шимон Соскин

Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе