Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему сказано: «Из-за Камцы и Бар-Камцы был разрушен Второй Храм»?

26 июля, темы: Ненависть, Гордость, Мировоззрение, Разрушение Храма, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Почему сказано: «Из-за Камцы и Бар-Камцы был разрушен Второй Храм»? Ведь Камца — вообще не действующее лицо? Роза

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемая Роза!

Этим вопросом задавались многие комментаторы. Попробую привести часть возможных ответов.

Великий мудрец раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (сокращенно Хида) объясняет эти слова так: «Посмотрите, из-за какого (будто бы) пустяка был разрушен Храм — из-за путаницы между “Камца” и “Бар-Камца!”» То есть, вопрос был не в том, из-за кого разрушен Храм, а — из-за чего. И ответ — из-за Камцы и Бар-Камцы, то есть из-за «ничтожной» оплошности и совсем незаметного различия в произношении этих двух имен. Рав Йосеф-Хаим (автор книги «Бен Иш Хай») добавляет: это высказывание мудрецов учит нас быть предельно осторожными в поступках и словах — ведь небольшая неточность может привести к страшным последствиям. Как говорится, слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

А вот Маарша отмечает, что, по всей видимости, Бар-Камца был сыном Камцы, ведь на арамейском языке (языке Талмуда) «бар» обозначает сын. И, добавляет Бен Иш Хай, соответственно, часть вины сына ложится на отца, его воспитавшего. Вот это и значит: из-за Камцы, который вырастил такого сынишку, как Бар-Камца, был разрушен Иерусалим.

Раби Ицхак-Меир из Гур (первый Ребе гурских хасидов) и автор Аводат а-Гершуни (раби Гершон Ашкенази, 17 в., Вена) предлагают два противоположных объяснения, согласно которым Камца был косвенно виноват в происшедшем.

Раби Ицхак-Меир объясняет, что Камца явился на пир без приглашения. Что произошло потом? Бар-Камца был встревожен, конечно, странным и неожиданным приглашением своего недруга, поэтому решил так: «Если я не увижу на пиру Камцу, то, наверное, произошла ошибка и меня пригласили вместо него, и тогда я не буду заходить». Но, заглянув в зал, он увидел, что Камца уже там, и сделал вывод, что пригласили и его, и Камцу и теперь бояться нечего. В чем же была вина Камцы, согласно этому объяснению? В том, что он пришел без приглашения. (В этом случае нужно добавить, что Камца был не настолько близким хозяевам человеком, чтобы прийти без приглашения).

Объяснение Аводат а-Гершуни — обратное: Камцу официально не пригласили (но наверняка уведомили), видимо, полагая что друзья приходят и без приглашения. Но он надулся и не пришел, и тогда хозяин послал за ним, а продолжение мы уже знаем: посланник перепутал его с Бар-Камцей и т. д. Получается, что всему причиной гордость Камцы. (В этом случае нужно добавить, что он был близким другом хозяина).

И здесь мы подходим к очень актуальному объяснению Маараля из Праги. Его подход: мудрецы всегда говорят о сути вещей, а не о побочных, пусть и важных, явлениях.

Поэтому, если они сказали, что из-за Камцы с Бар-Камцей был разрушен Храм, значит, тут сказано о главной причине его разрушения! В чем же она?

Храм соединял Высший и низший миры, создавал возможность гармонии между духовным и материальным. Гармония и целостность невозможны без мира. Только когда сердца и души людей сливаются ради единой цели — приближения к Творцу миров, привнесения в мироздание Б-жественного порядка, только если люди способны поступиться ради этого собственными амбициями, возможно явное Б-жественное присутствие в Храме.

Слово «Камца» — однокоренное слову «кмица», обозначающему «отделение», «отмежевание» (как коэн отделял — «камац» — щепоть муки для хлебного приношения). В то время, как известно, еврейский народ был разбит на многочисленные партии и группировки. Даже когда римляне осадили Иерусалим, в городе продолжалась братоубийственная война — за власть. Даже между людьми, объединившимися в одной партии, объясняет Маараль, не было настоящей дружбы, так как главная цель этих групп была — бороться с противниками. Если дружба способствует разделению, то она сама и есть разделение. У общества, пребывающего в таком состоянии, не может быть Храма. Хозяин дружил с Камцей, главным образом, ради борьбы с Бар-Камцей и его сторонниками, поэтому неудивительно, что именно эта дружба стала первым звеном в цепочке событий, приведших в конечном счете к разрушению Храма.

Вывод, который безусловно напрашивается: для того чтобы Храм был вновь построен, мы должны терпимо и с любовью относиться ко всем евреям, даже если они не разделяют наши взгляды или не относятся так к нам.

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме