Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Победа Ле Пен запустила бы механизм развала ЕС и определила временные рамки прихода Машиаха?

19 июля, темы: Грех, Машиах, Мировоззрение, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом! Где был вездесущий Творец, когда змей искушал Еву? Победа Ле Пен могла поторопить Машиаха, но неужели всем так хорошо живётся в нашем мире, что Его приход все, наоборот, пытаются отдалить? Мнение на основании пророчеств​ о последнем времени и анализе ситуации в мире. Победа Ле Пен запустила бы механизм развала ЕС, что определило бы временные рамки пришествия Машиаха и суда над блудницей… Тода! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Если я правильно понял, Вы спрашиваете, почему Б-г позволил змею искусить и ввести в грех Хаву (Еву) и тем самым отдалить окончательное исправление мира, которое последовало бы сразу, если бы Хава с Адамом не согрешили. Аналогично, по Вашему мнению, победа Ле Пен запустила бы механизм, который ускорил бы приход Машиаха и окончательное исправление мира.

Что касается греха Адама и Хавы — да и всех когда-либо совершенных грехов, — ответ таков: Б-г создал человека в этом мире для того, чтобы он преодолевал в этой жизни испытания. Как объясняет Рамхаль, Б-г хочет облагодетельствовать человека, и для этого мог бы сотворить его сразу в Будущем мире. Но тогда благо было бы подачкой, тогда как высшее благо — это заработанная награда, а на более глубоком уровне — ощущение собственной полноценности и достижения. Для этого человек должен пройти жизнь в этом мире, где ему придется преодолевать трудности и испытания, и тем самым зарабатывать награду, совершенствуя себя и мир.

А награда возможна лишь в том случае, если есть соблазн согрешить и человек его преодолевает. Иначе, если нет соблазна и искушения, нечего преодолевать и не за что награждать. Поэтому по плану Всевышнего змей должен был искушать Хаву, а она могла и не поддаться — но поддалась. Выбор был в ее руках. Да, искушение было сильнейшим. Но такова логика движения к совершенству: чем ближе к вершине, к счастливому концу, тем круче подъем, тем сильнее сопротивление. Идеал и совершенство должны быть заработаны тяжким трудом.

По этой причине Б-г и еврейскому народу в пустыне позволил создать тельца, и разведчикам — совершить свой грех: тогда тоже окончательное исправление мира было близко, но оно может быть достигнуто сознательным выбором и преодолением трудных испытаний. Шанс его достигнуть предоставлялся много раз в течение истории, но каждый раз был сделан иной выбор. Во всех подобных случаях можно задать Ваш вопрос, и ответ будет тем же.

Что же касается конкретно выборов во Франции, то, на мой взгляд, не так все просто.

Победа Ле Пен запустила бы механизм развала ЕС?

Так все считали и прогнозировали. Но история, особенно ближайшая, свидетельствует о том, что подобные прогнозы часто не сбываются. Ле Пен не без оснований сравнивали с Трампом (который тоже победил вопреки всем прогнозам). И если бы она победила, с ней, вполне вероятно, произошло бы то же, что и с ним: вся остальная элита ее бы не приняла, повела бы против нее смертельную борьбу, пытаясь парализовать ее действия. В бесконечной череде обвинений, скандалов и т.д. попыток утопить она была бы занята не столько обещанными радикальными преобразованиями (любой шаг в направлении которых был бы расценен как подтверждение ее «фашизма»), сколько элементарным политическим выживанием. (Хотя мы еще не досмотрели это шоу с Трампом).

Другое дело, что в Америке, так или иначе, наступил политический балаган, что угрожает ее стабильности и адекватности, а это опасно и для нее самой, и для мира, который сильно от нее зависит. Англия тоже в результате брекзита заметалась, и будущее — как ее, так и общеевропейское — представляется неопределенным. Избрание Ле Пен имело бы аналогичный эффект.

Привело бы это к приходу Машиаха?

Кто знает? Да, предсказано, что перед приходом Машиаха будут большие потрясения. Но какие именно и как быстро они приведут к его приходу предсказать невозможно. Зато сами по себе потрясения, не дай Б-г, чреваты большой кровью — в том числе и еврейской.

Возьмем события столетней давности. Первая мировая война в свое время положила конец долгой эпохе относительной стабильности в Европе и с точки зрения современных историков была безумием. Но один из ее результатов — получение евреями возможности возращения в Землю Израиля. Ее тогда отвоевала у Турции Англия и на том этапе дала евреям шанс. А в результате Второй мировой войны уже сама Англия, хотя и была в числе победительниц, утратила силы, необходимые для дальнейшего господства над колониями, и так евреям был дан шанс еще более массового возвращения на родину.

В то же время известно, чего стоили евреям эти мировые войны. Уже Первая была для них большим бедствием. В Восточной Европе в связи с боевыми действиями и изменением границ многим пришлось бежать, срываться с насиженных мест, их жизнь была дестабилизирована, цельность общин нарушена. В России в результате революции религия вовсе оказалась под запретом. На Украине были ужасающие погромы (которыми с удовольствием занимались и белые, и, в меньших масштабах, красные буденновцы, и разнообразные петлюровцы с махновцами), масштаб которых сегодня не так впечатляет только из-за сравнения с Холокостом. На общины Земли Израиля, зависевшие от зарубежного финансирования, обрушились голод и эпидемии. Ну, а Вторая мировая война и вовсе стала Холокостом.

Так что дестабилизация Европы, даже если и ведет к концу изгнания и приходу Машиаха, то необязательно сразу, а в краткосрочной перспективе гораздо более вероятно осложнение жизни для евреев — и не только для них, а то и вовсе угроза существованию. Вы спрашиваете: «Неужели всем так хорошо живется в этом мире?» Жизнь — не то чтобы идеальная, но определенно лучше той, что была во время последних потрясений в Европе. И желать дестабилизации Европы, распада ЕС и т. д. — это, на мой взгляд, немного по-ленински: «Чем хуже, тем лучше». Именно так Ленин смотрел на Первую мировую войну, потирая руки: война приведет к обрушению старого мира и расчистит место для строительства коммунизма и движения к светлому будущему. Вот только его совершенно не волновало, какой ценой все это будет достигнуто и сколько крови будет пролито.

А нас, евреев, должно волновать, тем более, что опыт уже есть. И еще задолго до катаклизмов 20 века мудрецы сказали: молитесь за мир и благополучие царства, в котором живете (Авот 3:2). Что евреи и делают с тех пор в каждой стране пребывания. Да, все мы ждем прихода Машиаха и молимся об этом. Но как именно Б-г его приведет и какими событиями подготовит его приход — это Его дело. А наше — прежде всего, стремиться прожить как можно более продуктивную и праведную жизнь в настоящем, а также произвести достойное потомство, которое, как мы надеемся, выживет и продолжит цепочку нашей Традиции. Все это гораздо более осуществимо в условиях мира и стабильности в странах нашего пребывания. Так что будем молиться и об этом, и о приходе Машиаха, а Б-г уже решит, как все устроить наилучшим образом.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше