Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему сказано, что в наше время могут пророчествовать только дети и сумасшедшие?

12 июля, темы: Пророчество, Талмуд, Мировоззрение, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте, я бы хотел узнать по поводу пророчества. Почему сказано, что только дети и сумасшедшие (после разрушения Храма иногда могут пророчествовать)?? А также: как относится иудаизм к предсказаниям Ванги? Спасибо большое. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете интересный вопрос. Попробуем разобраться.

Тора (Дварим 18) предписывает, чтобы в еврейском народе не было всякого рода кудесников, гадателей, вопрошающих мертвых и т. п., подобным тем, что были тогда у других народов. Другие народы слушают их, а нам, евреям, Б-г посылает Своих пророков.

В чем различие между ясновидцами других народов и еврейскими пророками?

Согласно Рамбану, различие примерно то же, что и между идолопоклонством и служением Б-гу. Б-г установил в мире систему законов природы. По этим законам миром управляют разные силы, как физические, так и духовные. Но они лишь «чиновники» при Царе, Который стоит над ними. Эти силы управляют другими народами. У этих народов нет прямого доступа к Царю, поэтому они подчинены законам природы. Они могут обращаться лишь к «чиновникам», которые, в свою очередь, мало что могут сделать вопреки действующим законам. Евреи же управляются непосредственно Царем, они подобны «гвардии», «королевской семье» и могут обращаться к Царю напрямую. А Он поступает по Своему усмотрению. Поэтому, если еврей обращается к «чиновникам», это оскорбительно по отношению к Царю, да и просто глупо.

Таково различие между ясновидцами других народов и еврейскими пророками. Первые могут, сосредоточившись, выйти за пределы земного и ощутить, как выстроены духовные силы, которыми управляется мир, ощутить, куда всё движется, и на этом основании делать какие-то предсказания. Например, если в духовном плане человек потерял почву под ногами и оказался над пропастью, то можно предвидеть, что он неизбежно упадет и погибнет.

Но еврейский народ управляется непосредственно Б-гом, Который может «сверхъестественным» образом подхватить падающего и спасти от гибели. А может и убить человека «на ровном месте», если тот заслуживает. Поэтому, когда речь идет о евреях, предсказания нееврейских ясновидцев не обладают достаточной точностью и не обязательно осуществляются.

Тогда как еврейские пророки не только и не столько выходили за пределы земного и ощущали действие духовных законов природы, сколько достигали особой близости к Царю, Который сообщал им, что Он в действительности сделает. Они могли увидеть не только, что у еврея под ногами пропасть, но и то, что Б-г его спасет.

Так, нееврейский пророк Билам мог видеть, что по «духовным законам природы» есть в течение дня момент, когда Б-г «гневается», то есть проявляет в управлении миром Свой атрибут строгого суда. И Билам попытался в этот момент проклясть евреев — упомянуть их грехи, чтобы они были осуждены по всей строгости, и таким образом «столкнуть их в пропасть». Но Б-г проявил милосердие и не стал гневаться в тот день — изменил «график» действия разных Своих атрибутов и не дал евреям упасть.

Поэтому, если еврей обращается к нееврейским ясновидцам, это не только оскорбительно по отношению к Б-гу, но и бессмысленно, т. к. Б-г все равно может поступить вопреки тому, что они прозревали.

Так было в те времена, когда Б-г действительно регулярно открывался людям или, по крайней мере, давал им некоторое ощущение того, что происходит в духовных мирах.

С тех пор человечество изменилось и таких пророков уже нет. Вместо них есть мудрецы, которые делают выводы, руководствуясь логикой и фактами. Им Б-г тоже может помочь, направляя их мысли в нужном направлении, посылая идеи или просто чувства, интуитивное постижение, «вдохновение» (руах а-кодеш). Пророк же отличался от мудреца способностью по воле Б-га видеть то, что логикой и фактами определить невозможно. Таких видений теперь люди не удостаиваются, т. к. не могут достичь необходимого для этого уровня близости с Б-гом. Передавать же подобную информацию мудрецу в виде идеи или для его интуитивного постижения невозможно: обладая разумом, человек, даже праведный и набожный, побоится высказать вслух то, что противоречит видимым фактам и здравому смыслу. Да и от себя будет гнать такие мысли.

И только малые дети или сумасшедшие, у которых разум развит слабо, не «отшатнутся» от информации такого рода и не побоятся высказать любые идеи, пришедшие им в голову. Поэтому только через них Б-г теперь может передавать подобные сообщения.

Это не значит, что каждая глупость, сказанная ребенком или сумасшедшим, — на самом деле пророчество. Вот пример, который приводит Талмуд (Бава Батра 12 б): главой ешивы собирались назначить одного мудреца, но другой мудрец услышал, как сумасшедший кричит на улице, что именно он, этот другой мудрец, станет главой. На тот момент это явно противоречило направлению процесса, и ни один нормальный человек, даже мудрый, не стал бы делать такие прогнозы. Но второй мудрец расценил крик сумасшедшего как намек с Небес на то, что процесс может быть обращен вспять, и, предприняв усилия, действительно добился успеха. То есть таким путем в определенный момент человеку может быть послан намек. При этом, разумеется, в отличие от полноценных пророков, дети и сумасшедшие сами не понимают, что говорят, просто их устами говорит Б-г.

Что касается Ванги. Ее предсказания о значимых событиях типа Чернобыля или 11 сентября, судя по всему — мифы и беспочвенные слухи. Большинство подобных событий она на самом деле не предсказывала, а что предсказала, то, в основном, не сбылось. Просто люди любят всё сенсационное.

Изначально же она прославилась тем, что часто точно определяла болезни людей, предсказывала их дальнейшую судьбу и направляла к целителям или врачам, которые могли помочь, хотя часто этих целителей не знала и говорила о них так: в таком-то городе живёт такой-то человек.

Что ж, во-первых, в основном, все это нам известно из «свидетельств» ее последователей. А их надежность, понятное дело, сомнительна. Таким людям нужны боги и кумиры, и они будут верить в то, во что хотят верить. Что касается диагнозов и направления к нужным врачам, есть мнение, что, поскольку Вангу поддерживало государство — тогдашняя советская Болгария, — агентура собирала для нее все сведения о приходившем к ней человеке: чем болен, на что надеется и что ему нужно. И так создавалось впечатление, что все это она знает «сама».

Впрочем, кто знает, Б-г действительно может даже в наше время дать человеку способность определять болезни и пути лечения. Так, в еврейском мире именно такой способностью обладали его духовные лидеры Хазон Иш и Стайплер (Рав Яаков-Исраэль Каневский). Такое восприятие не противоречат логике и фактам, и для этого не надо быть ребенком или сумасшедшим. Б-г может дать кому угодно интуитивное постижение, направить мысли в нужное русло.

И мы вновь возвращаемся к тому, что при необходимости нам следует обращаться не к нееврейским провидцам, а к еврейским мудрецам, наделенным особым даром. И в наше время тоже нет смысла ходить к неевреям, которые, если что-то и чувствуют, явно не всегда попадают в точку. У нас даже сегодня существует более прямая связь с Б-гом, есть мудрецы, которым Он может дать нужные ощущения и идеи. Да и у каждого еврея есть «прямая линия», по которой он может обратиться к Б-гу без всяких посредников и помолиться, чтобы Всевышний направил его, куда надо.

Здесь ряд комментаторов, в частности, Нецив (к Дварим 18:13-14), добавляют важный момент: даже еврейские пророки, давая практические советы и наставления, мало занимались предсказанием будущего отдельных людей.

Потому что на самом деле знание того, что произойдет в будущем, вовсе не пойдет человеку на пользу.

Ведь почему люди хотят узнать будущее? Потому что испытывают страх перед неизвестным: а вдруг там таятся неприятности или трагедии? И чем же поможет знание о будущем? Если окажется, что все будет хорошо, человек успокоится. А если получит предсказание о беде? Либо попытается ее как-то избежать, либо опустит руки и покорно пойдет на плаху.

Но ведь все эти варианты неправильные. Цель жизни — не «спокойная жизнь», а прохождение по «трассе» с препятствиями, трудными, но преодолимыми, за что «спортсмен» потом получит награду. Поэтому, даже если не произойдет никакой трагедии, нужно не «успокаиваться», а настраиваться на труд и, прямо скажем, на подвиги, которые придется совершать. А если и случится что-то неприятное, это тоже будет означать испытание и возможность совершить подвиг, на который человек способен, иначе Б-г его не поставил бы в такую ситуацию. А если трагедия станет концом этого человека, значит, это и есть финиш трассы, к которому рано или поздно все приходят. И задача человека — пока он не знает, что будет, делать свое дело, стремиться к цели и бороться до конца.

Но если он узнает, что его ждет трагедия, а то и вовсе гибель, ему будет трудно продолжать как ни в чем не бывало идти навстречу этому. И он либо может попытаться пойти в обход, либо опустит руки и потеряет волю к борьбе. Первое приведет его на чужую трассу и в любом случае не поможет, ведь от Б-га не убежишь. А второе лишит смысла продолжение бега по своей трассе. Поэтому на самом деле лучше будущего не знать.

Это не значит, что надо прятать голову в песок и совсем не волноваться о будущем. Если человек естественным образом видит опасность — или его предупреждает кто-то мудрый, то, разумеется, надо стараться ее избежать. Но обычно даже в опасных ситуациях до последнего момента не известно, что будет. Поэтому остается возможность надеяться, стремиться и бороться до конца. Если же будущее станет точно известным и неотвратимым, деятельность человека потеряет смысл.

Единственный вопрос, который должен занимать спортсмена — где флажки? Где моя трасса? Куда мне следует повернуть? Чтобы столкнуться именно с теми испытаниями, которые предназначены мне, и которые я могу преодолеть — и завоевать медаль.

Иными словами, вопрос должен быть не что будет, а что делать.

И, выяснив, куда держать курс, следует смело идти вперед с Б-гом, быть готовым к испытаниям и в то же время уверенным, что, с Его помощью, их можно будет преодолеть.

Поэтому, запретив обращаться к кудесникам и ясновидцам, Тора прежде всего говорит: «Будь цельным (тамим) с Г-сподом, Б-гом твоим» (там же, 18:13). Слово тамим означает: «цельный», «прямой», «простой». Раши объясняет: не пытайся определить будущее, а иди по жизни всецело с Б-гом и просто принимай все, что Он пошлет. Продолжай, спортсмен, бежать тем путем, на который тебя направят, по своей трассе, и принимай все горки и прочие препятствия как ее составную часть, не пытайся их избежать или выяснить заранее, удастся ли их преодолеть. Это только лишит твой бег смысла и никак не поможет тебе завоевать медаль.

А предсказания будущего, которые делали еврейские пророки, чаще касались еврейского народа в целом, угроз самому его существованию. Поэтому царь Шауль, беспокоясь о предстоящей тяжелой битве с филистимлянами, взывал к Б-гу, а когда Б-г не ответил, прибег даже к запрещенному Торой обращению к мертвым — царю, несущему на своих плечах бремя ответственности за выживание еврейского народа, дозволены даже такие средства, если пророки Б-га не ответили (Нецив, там же).

Но обычным людям, события жизни которых не столь судьбоносны для всего народа, следует не волноваться до такой степени о будущем, а положиться на Б-га.

Что и постараемся делать.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме