Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Должны ли родители возмещать ущерб, нанесенный ребенком?

Темы: Воспитание детей, Ответственность, Рав Яков Шуб, Материальный ущерб

Отложить Отложено

В конце недели мы получили записку от учителя нашего сына о том, что сын засунул посторонний предмет в мотор кондиционера, из-за чего кондиционер вышел из строя. Его починка стоила 150 шек. По закону Торы — должны ли мы заплатить эти деньги? М.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая М.,

Большое спасибо, что обратились к нам. Родители не обязаны возмещать ущерб, причиненный ребенком, хотя в Вашей ситуации стоит взвесить возможность заплатить за починку кондиционера.

Давайте попробуем вкратце разобрать этот закон. В Мишне (Баба Кама 87а) сказано, что ребенок (мальчик до 13 лет, девочка до 12) не должен возмещать ущерб, который нанес. Объяснить это достаточно просто: до этого возраста (совершеннолетия) сознание ребенка еще не полностью сформировано, поэтому в вопросах нанесения ущерба он приравнивается к сумасшедшему. Соответственно, он не может отвечать за свои действия и поэтому не обязан платить.

Так закон относится не только к ущербу, который ребенок нанес, но и к краже, им совершенной (Шулхан Арух, Хошен Мишпат 349:3, Сефер Меирот Эйнаим 424:8).

Поэтому даже по достижении совершеннолетия строго по букве закона юноша не обязан возмещать нанесенный ущерб или возвращать украденные вещи или их стоимость, если к моменту совершеннолетия они уже не находятся в его владении.

Однако Рамо (Орах Хаим 343:1) говорит: желательно, чтобы ребенок, нарушивший какие-то запреты (как те, которые регулируют отношения между человеком и Всевышним, так и те, которые регулируют отношения между человеком и его ближним), все-таки, когда вырастет, совершил какие-то действия, необходимые для раскаяния, несмотря на то, что не обязан это делать.

Мишна Брура (343:9) добавляет, что это относится также к ущербам и кражам, т.е. желательно, чтобы ребенок раскаялся и возместил нанесенный ущерб, когда вырастет, хотя он не обязан это делать.

Все сказанное относится к ребенку, а вот родители совершенно не обязаны возмещать ущерб, причинённый их детьми, если только это не произошло по вине родителей (рав Яаков Блой, Питхэй Хошен 5:87). Хотя при этом на родителях лежит обязанность заниматься воспитанием детей, что включает в себя и обязанность объяснить ребенку, что необходимо бережно относится к имуществу других людей и не причинять им ущерб, и научить его так поступать (Шулхан Арух, Орах Хаим 343:1).

Однако рав Цви Шпиц в своей книге «Мишпатэй Тора (Низкэй мамон гл. 4)» предлагает родителям подумать о том, чтобы возместить ущерб, причиненный ребенком. Он говорит: желательно, чтобы ребенок возместил ущерб, когда достигнет совершеннолетия (см. выше), но вполне вероятно, что ребенок до тех пор забудет о нанесенном ущербе, поэтому родители могут помочь ему в этом, хотя и не обязаны.

Кроме того, из чисто прагматических соображений: лучше иметь хорошие отношения с руководством школы и преподавателями ребенка, поэтому стоит взвесить возможность возместить ущерб, причиненный Вашим сыном.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)