Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров.»Орхот цадиким. Щедрость

Как евреи в пустыне могли поспешно уйти от горы Синай?

Темы: Дарование Торы, Синай, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Шалом. У меня такой вопрос. Если евреи в пустыне двигались, только когда двигалось облако, то как они могли поспешно уйти от горы Синай? Заранее спасибо за ответ.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за хороший вопрос. Ответ на него дает раби Йерухам Лейвович, известный наставник ешивы Мир, в своей книге «Даат Тора». Он приводит комментарий Рамбана к к стиху «И отправились они от горы…» (Бемидбар 10, 33). Рамбан пишет, что евреи ушли от горы Синай с радостью, как ребенок, убегающий из школы. И сказали: «Как бы не добавил нам еще заповедей». И пишет об этом раби Йерухам: «Ведь все их переходы были по слову Всевышнего, и они обязаны были уходить, почему же тогда их уподобляют ребенку, убегающему из школы? Поэтому мы должны сказать, что, хотя они и обязаны были уходить от горы Синай, они проявили некоторую поспешность, бОльшую, чем было необходимо. Они поспешили уйти сразу, как только было объявлено о переходе, не обращая внимания на то, что им приходится оставить вожделенную сокровищницу — гору Всевышнего. И эта их небольшая поспешность была замечена, и они были осуждены, подобно ребенку, убегающему из школы…»

К этому можно добавить, что в Тосафот (на Талмуд, трактат Шабат) приводятся эти слова мудрецов с небольшим дополнением: «Как ребенок, который выходит из школы. Он убегает, а потом идет». На первый взгляд, непонятно, что значит: выходит, убегает и идет. Или выходит, или убегает. И зачем добавлять, что потом он идет? Но благодаря объяснению раби Йерухама — все понятно! Ребенок действительно выходит, то есть, он идет домой после окончания занятий — «по звонку». И, хотя ему уже можно идти домой, он сначала радостно выбегает из школы, а только потом спокойно идет. Именно эта радость и поспешность была вменена евреям в вину, так как сам уход был законным — «по звонку».

С уважением Менахем Эпель

Материалы по теме

Рав Менахем Эпель

Неизвестный автор

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 оду приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Также учился в ешиве «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

Наши души — осколки души Адама. Рождая детей, мы продолжаем дробить единую душу?

Рав Менахем Эпель

Зачем тогда иметь много детей?

В иудаизме отсутствует концепция так называемого «первородного греха»?

Рав Менахем Эпель

Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?

Могут ли бесы считаться живыми? Могут ли они утонуть? Учат ли Тору?

Рав Менахем Эпель

Чем бесы подобны ангелам, а чем — людям?


Шабат Шира называется так потому, что знаменитая Песнь Красного моря — Шират аЯм — входит именно в главу Торы Бешалах, которую читают в синагогах в эту субботу. Сам переход евреев через рассеченные воды Красного моря стал одним из ключевых событий в еврейской истории. Песня моря, которую пел весь народ, вдохновленный пророческим духом, явилась выражением глубокой веры во Всевышнего. Один из обычаев Шабат Шира — это награда птицам, которая им полагается за те события Читать дальше