Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Слышала, что благословлять может старший младшего. Как же человек благословляет Творца?..

20 июня, темы: Еврейский закон, Еврейская молитва, Рав Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! «Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, выращивающий хлеб из земли!» Что понимается под словом «благословен»? Это благодарение или констатация того, что Всевышний добр (благ)? И еще. Слышала, что благословлять может старший младшего (дедушка внука, раввин ученика, а не наоборот). Здесь же человек благословляет Творца? Слышала также, что то, за что человек благодарит Всевышнего, Он умножает (за здоровье — здоровье укрепляется, за деньги — их больше и т.д.). Не является ли благословение на хлеб молитвой с намерением получить больше пищи? Очень буду ждать Вашего ответа. Спасибо за Ваш труд, Двора

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Двора,

Объясняют наши учителя (см., например, в книге «Нэфеш а-Хаим» часть 2, гл. 2), что слово браха (ברָכָה, «благословение» — будем пользоваться этим переводом, хотя он и не точен) не означает «прославление», «восхваление» или «благодарность». Смысл этого слова — «умножение», «прибавление», «изобилие». Как, например, в словах праотца Яакова: «Прими моё благословение (мой дар — биркати — от браха)» (Берешит 33, 11). Или: «И благословит (Всевышний) твой хлеб» (Шмот 23, 25) — умножатся питающие силы твоей пищи и будет ее в достатке. Таково и благословение Всевышнего, данное рыбам, птицам (Берешит 1, 22) и человеку (Берешит 1, 28): «И благословил их Б-г, и сказал им: плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю», «…говоря: и наполняйте воды в морях, а птица умножится на земле». Таково благословение, которое дает Всевышний. Это помогает понять и слова «благословен Ты», обращенные к Самому Творцу. Они выражают наше осознание того, что Всевышний — «место» любого изобилия, ведь Он беспределен в любом аспекте, мыслимом и немыслимом для нас. И нет никого более «благословенного», Его совершенству нет границ — «благословен Ты...»

Есть еще объяснение слова браха. Его связывают со словом брэха (ברֵכָה) — «водоем», «водохранилище». Как из водохранилища идут каналы и трубы, проводящие воду туда, где она необходима, так от источника брахи исходит благословение, орошающее всё и утоляющее все нужды. Поэтому мы говорим Всевышнему: Борух, ведь Он, Благословенный, — Источник всех, без исключения, воздействий, приходящих в мир, сотворенный и продолжающий существовать только по Его воле и благодаря непрерывному Его воздействию. «Благословен Ты, Господин, Сущий и Дающий существование, наш Б-г, Царь вселенной…» (так можно перевести начальные слова благословений).

И еще одно объяснение стоит привести здесь. Слово браха (ברכה) связывают со словом авраха (הברכה), аврахат гэфен — отведение винограда, размножение винограда черенкованием. Лозу «отводят» и сажают в землю. Так, что лоза, продолжая питаться от виноградного куста, частью которого она является, создает новый куст, «продлевает» старый куст на новом месте. Это называется авраха. Так благословение, браха, исходит из своего Источника, распространяя и продлевая его силу и влияние. И мы говорим Творцу: Борух Ата, благословен Ты — ведь от Тебя непрерывно исходят силы, которые поддерживают существование всего созданного Тобой. И, как силы корня виноградного куста продлеваются, наполняют новый куст, дают ему существование, так животворящее влияние и присутствие Всевышнего распространяются и наполняют всё Творение. И тот, кто стремится получить долю в этих потоках благословения, произносит «благословен Ты…»

Во втором вопросе Вы затрагиваете очень глубокий момент. Можно ответить и просто: существует различие между утверждением о благословенности и пожеланием быть благословенным. Говоря Всевышнему Борух, мы утверждаем, что Он благословен — то есть исполнен совершенства, что Он — Источник существования и любого блага, распространяющий Свое влияние и присутствие в мире (см. выше). Мы провозглашаем, что осознаем это. Но не имеем в виду пожелать быть благословенным, что, разумеется, неуместно по отношению к Творцу, Бесконечному и Бесконечно Совершенному, Не Нуждающемуся в «прибавлении» совершенства, напротив — Источнику любого блага и совершенства.

Однако здесь затронут еще один аспект. Ведь, если быть точными, слово Борух означает «благословлён», то есть, как будто, благословлён кем-то. Но, как сказано, по отношению к Всевышнему это невозможно, Он предшествует всему и выше всего, и всё создано Им и получает от Него свое существование, Он же только дарует. Разрешение этой загадки таково (см. там же в «Нэфеш а-Хаим»). Благословение как пожелание быть благословенным относится не к беспредельности Самого Творца, а к Его раскрытию в мире, раскрытию знания о Нем, о том, что Он — Создатель и Властелин, к проявлению Его присутствия в мире, к нашему постижению Его. Как сказано в начале каждого благословения: «Благословен Ты, Господин, Сущий и Дающий существование, наш Б-г, Царь вселенной…» И о таком раскрытии молиться правильно и нужно, следует просить о его увеличении. Что и происходит, когда мы произносим благословение, когда мы выражаем свое упование на то, чтобы Его царство раскрылось во всей полноте. И законы, заложенные Всевышним в мироздание, таковы, что благодаря нашему благословению, действительно, увеличивается святость и свет во всех духовных мирах, соединяющих этот мир с его Источником. И этот свет достигает и нашего, нижнего мира, осуществляя, тем самым, благословение, которое мы произносим: пожелание о большем раскрытии Его света и присутствия в сотворенном Им мире.

И последний вопрос: не выражает ли наше благословение намерение «получить выгоду»? Приведу Вам пример. Человек помогает ближнему. Что им движет? Сострадание, желание помочь, добрые качества его души? Или знание, что оказать эту помощь — заповедь Всевышнего, мицва, и ему полагается за это награда и спасение от бед (как сказали мудрецы: цдака спасет от смерти)? А может, просто желание исполнить заповедь своего Создателя, потому что это — заповедь, исполнить волю Творца и порадовать Его, желание, возникающее из благодарности, любви и благоговения перед Ним. (Что, однако, не исключает и «наполнения» этой заповеди человеческим состраданием, стремлением помочь нуждающемуся). Бывает, что действуют все эти причины вместе. Но, если главное побуждение — исполнить заповедь, то и знание о возможности награды не уменьшит желание ее исполнить. Ведь человек и помогает ближнему, и стремится выполнить заповедь, желание Творца.

Так и благословение. Если человек, произнося браху на пищу или благодарность после трапезы, не забывает и о том, что Всевышний благословит его хлеб, как Он Сам сказал об этом в Торе, — в этом нет ничего зазорного. И если главное его намерение — исполнить заповедь, то знание о награде не отменит ценность выполненной заповеди. Наоборот, ведь в этом проявляется убежденность человека, что все происходящее — от Творца, его доверие к Творцу и упование на Него. А если, к тому же, он не думает ни о чем, кроме благословения, обращенного к Всевышнему, зная, что так заповедано и такова Его воля, испытывая благодарность к своему Создателю и радость близости, ожидая раскрытия Его Славы, тогда это благословение действительно «во имя Небес», даже если Всевышний благословит благословляющего и в этом мире.

С надеждой, что удалось ответить, и с уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше