Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Хороший признак на лице ребенка — умение краснеть»Раби Шломо Ибн-Габироль

«Не вари козленка в молоке матери его» — очень непонятный закон…

13 июня, темы: Мясное и молочное, Кашрут, Ки тиса, Заповеди, Рав Даниэль Маршальский

Отложить Отложено

Здравствуйте! Уважаемый раввин, в главе Ки тиса, когда Моше поднимается на гору Синай после греха золотого тельца, Всевышний дает ему заповеди о праздниках и следом — закон «Не вари козленка в молоке матери его». Если это диетарный закон, то почему он не дается вместе с законами о кашерной пище, а приводится после заповеди о праздниках? И почему именно козленка, и почему в молоке его матери, как будто в молоке не его матери варить можно? Может, здесь какой-то глубокий смысл? Очень непонятный закон. Если можно, разъясните поподробнее. Заранее благодарю, С.

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, С.,

Прошу прощения, что задержался с ответом, подготовка к Песаху заняла всё свободное время.

Как Вы совершенно верно заметили, этот закон отличается от всех остальных законов о кошерной пище тем, что приводится отдельно, а также своим «частным» характером: запрещено только это действие — варить козлёнка в молоке его матери.

Рамбан объясняет: мясо некоторых животных запрещено нам в пищу из-за определенных свойств этих животных. Человек материален, его тело составляют руки, ноги, кишечник, сердце и т.д., то есть органы, которые подлежат медицинскому обследованию. Но Каббала учит, что каждому «материальному» органу соответствует «духовный» орган, который управляет телесным и дает ему возможность функционировать. То, что мы называем «душой», и есть то, что приводит наше тело в действие и определяет функционирование каждого органа. Когда человек ест, его тело усваивает пищу, разделяет на полезные элементы, которые питают его и дают ему возможность расти и восстанавливаться. Так и «духовная пища» распределяется между духовными органами, поддерживает их и дает им расти. Поэтому, объясняет Рамбан, нам нельзя есть мясо некошерных животных: их духовные органы несовместимы с духовными органами человека. Употребление их мяса в пищу может привести человека к духовному падению.

А варить козленка в молоке матери его запрещено по другой причине. Раби Авраам Ибн-Эзра полагает, что дело здесь — в жестокости самого поступка. Само это действие, варка козленка в молоке матери, может сделать человека бесчувственным к страданию живых существ. С этим согласен и Рамбан. Рамбам и Дон Ицхак Абарбанель утверждают, что варка козлёнка в молоке его матери была неотъемлемой частью языческих ритуалов, и Тора, которая строжайше запрещает идолопоклонство, запретила и эту «практику».

С уважением, Даниэль Маршальский


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Тема дня

Душа человека

Что такое душа и можно ли доказать ее существование?
Читать дальше