Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Даны человеку два глаза. Один — чтобы видеть свои недостатки, а второй — чтобы видеть достоинства ближних»Рабби Меир из Премышлян

Как можно «нести свет народам», не отдавая его, а ограничивая?

21 мая, темы: Иудаизм, Евреи, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Если позволить изучать Тору всем — это разрушит границы между евреями и неевреями, и тогда Израиль потеряет свою уникальность и не сможет дать благо человечеству как «свет среди народов»… Скажите, как нести свет народам мира, не отдавая его, а ограничивая? Творец хотел исправления мира через Израиль, но если Израиль исправит себя и только себя — это будет исправлением мира или это «закопанные таланты»? Ольга

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Ольга!

Приведенная Вами известная метафора — «свет народам» — как раз может помочь в ответе на Ваш вопрос. Как именно источник света — огонь или лампочка — несет нам свет? Разве мы прикасаемся к источнику света, получаем у него свет напрямую? Нет, так мы получим не свет, а ожоги. Огонь и лампочка находятся на своем месте, свет отражается от окружающих предметов и озаряет все вокруг.

Вот и евреи должны просто находиться на своем месте, изучать и соблюдать Тору, совершать правильные действия, продвигаться в области духа и таким образом «светить», а дальше всё — согласно законам отражения и преломления света.

Посмотрите, что получается на практике. Религиозные евреи мало кого из неевреев напрямую учили Торе. (Хотя, строго говоря, можно обучать семи заповедям потомков Ноаха, которые неевреи обязаны соблюдать). Но на практике жизнь большой части нееврейского мира базируется на том, что принято называть «иудео-христианскими ценностями». А другая часть нееврейского мира, хотя она это открыто не признает, на практике живет «иудео-мусульманскими ценностями». Не признает, разумеется, потому, что на данном этапе истории находится в остром конфликте с евреями. Ведь та часть, что живет «иудео-христианскими ценностями», тоже раньше их так не называла и только теперь признала таковыми, когда ее конфликт с евреями вошел в фазу относительного затишья.

Евреи этих людей напрямую не учили — скорее, как сказано, находились с ними в состоянии конфликта, ибо те религии, как взбунтовавшиеся подростки, отрицали свои корни, да еще пытались заставить самих евреев отказаться от своего наследия. Но, так или иначе, на практике еврейские ценности во многом были усвоены миром и улучшили его, даже если были усвоены с теми или иными искажениями. На более ранних этапах истории эти ценности передались в виде мировых религий, позднее — в виде различных идеологий, «измов». Эти идеи могут вдохновлять людей «на труд и на подвиги» как аспект гвура — «мощь», «дисциплина» (главное качество Ицхака), или на милосердие и терпимость как аспект хесед — «милосердие» (главное качество Авраама). В то же время, как известно, и ведущие религии, и идеологии способны приводить людей к губительным крайностям. Поэтому даже после того, как другие народы переняли еврейские идеи, сам еврейский народ, сохраняя эти качества в их изначальной, умеренной и сбалансированной форме, к которой его нелегким путем привел Всевышний, остается уникальным.

С уважением, Меир Мучник


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Тема дня

Глава Ръэ

Тематический обзор, посвященный недельной главе Ръэ.
Моше продолжает наставлять и напутствовать еврейский народ незадолго до свой смерти. В этой главе содержится 54 четыре заповеди, многие из них связаны с проживанием в Земле Израиля. Читать дальше