Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Человек, желающий получить заслугу перед Б-гом, пусть смирит свое злое начало и разожмет свою руку, и все, что он приобретает ради Небес, пусть будет самым качественным и самым красивым: если он построил дом для молитвы, пусть он будет красивее, чем тот дом, в котором он живет; если он решил накормить голодного, пусть даст ему самое лучшее и самое сладкое, что есть на столе; если он решил одеть нагого, пусть оденет его в самую лучшую свою одежду;»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Почему нельзя бриться в холь а-моэд (праздничные будни)?

9 октября, темы: Борода, Холь аМоэд, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемые раввины. Меня как студента-практиканта волнует следующий вопрос: почему вы не бреетесь в Холь а-Моэд? Если вы скажете, что, типа, не делаем мелахот… Я вам возражу — делаете, и еще и лехатхила (изначально) делаете. Так если мы катаемся на машине, покупаем билеты в зоопарк, смотрим мультики — то почему бы и не побриться? С уважением, студент института имени Патриса Лумумбы, Мамбуда

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Мамбуда,

Большое спасибо за актуальный вопрос. Дни холь а-моэд, как мы видим из самого названия, это своего рода «смесь» праздничных и будних дней. В них присутствует праздничная составляющая, поэтому существует заповедь особого отношения к ним, а именно: чтить эти дни праздничной одеждой, трапезами с хлебом (в данном случае — мацой), чистой скатертью и т.п.

Мишна в начале третьей части трактата Моэд Катан говорит: хотя, как Вы правильно заметили, обычно разрешено совершать работы, необходимые непосредственно для холь а-моэд, в отношении бритья и стрижки действуют иные законы. Есть несколько категорий людей, которым разрешено бриться и стричься в холь а-моэд, в частности, тому, кто освободился из заключения, вернулся из путешествия, где не было возможности подстричься и побриться и т.п.

Гемара (14а) задает правомерный вопрос: «Почему же всем остальным людям запрещено стричься и бриться в холь а-моэд?» Причина в том, что стражам (сменам) коаним и левиим, а также специальным людям, которые наблюдают за ними, запрещено стричься и бриться в ту неделю, когда их очередь работать в Храме, — чтобы они заранее позаботились об этом и не появились на службе в неопрятном виде. По той же причине нельзя стричься и бриться в холь а-моэд — чтобы человек нашел время подстричься и побриться до холь а-моэда и не выглядел неопрятным в праздничные дни.

Иными словами, мудрецы понимали человеческую натуру: поскольку в холь а-моэд обычно больше свободного времени, человек, озабоченный подготовкой к празднику, может захотеть отложить стрижку на дни холь а-моэд, и получится, что в праздник он будет нестриженным, что является неуважением к праздничным дням. Поэтому мудрецы запретили стричься и бриться в холь а-моэд, чтобы таким образом побудить человека найти время подстричься и побриться заранее.

В свете этого один из видных ришоним (ранних комментаторов) Рабейну Там утверждает, что тому, кто выполнил постановление мудрецов и подстригся и побрился перед холь а-моэд, будет разрешено снова стричься и бриться в холь а-моэд. Получается, что, по его мнению, запрет стричься и бриться в холь а-моэд распространяется только на «нарушителей» — тех, кто не позаботился о том, чтобы привести себя в порядок перед праздниками.

Однако другие ришоним не приняли это мнение Рабейну Тама и в обоснование своей позиции приводят несколько доводов:

— Упомянутая мишна, которая перечисляет тех, кому в порядке исключения разрешено стричься и бриться в холь а-моэд, не говорит о случае, описываемом Рабйну Тамом.

— Окружающие не знают, что этот человек выполнил постановление мудрецов и постригся и побрился до холь а-моэда. Увидев, как он стрижется или бреется в холь а-моэд, они могут подумать, что он нарушает закон.

Шулхан Арух (Орах Хаим 531:2) устанавливает закон в соответствии с мнением тех ришоним, которые запрещают стричься и бриться, даже если человек подстригся и побрился до праздничных дней.

В более поздних поколениях были галахичесие авторитеты (респонсы Нода би-Йеуда 2:56, Игрот Моше 1:163), которые хотели обосновать разрешение бриться тому, кто делает это постоянно, однако их доводы не были приняты (см. Шмират Шабат ке-Илхата 66:23).

Стоит отметить, что этот запрет не распространяется на бритье и подстригание усов, их можно стричь, даже если они не мешают есть (Шулхан Арух 531:8).

С уважением, Яков Шуб


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме

Законы Холь аМоэд — полупраздничных дней

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Из слов Торы — «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» — мудрецы Талмуда (в Трактате Хагига) учат, что в дни Холь аМоэд запрещено выполнять многие виды работы

Халаке

Миша Родионов

Халаке — это старый обычай, который упоминается ещё в Мидраше. Там сказано: «Три года да будут они для вас арелим» (Ваикра 19, 23) — отсюда: не приучают ребенка к заповедям до трёх лет. То есть, подобно плодам дерева, первые три года дети — арелим («запрещены к использованию»), буквально «герметично замкнуты на себя». И первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания, конечно же), — запрет остригать «край головы» — Ваикра 19, 27: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм)».

Какие места на лице запрещено брить?

Рав Яков Шуб

Почему их нельзя брить

Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?

Рав Яков Шуб

Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?


Тема дня
Новомесячье — Рош Ходеш
Рош Ходеш месяца Хешван наступает сегодня вечером, после захода солнца.
Установление даты Рош Ходеш и, следовательно, всех еврейских праздников — это заповедь, обладающая большой святостью, и тот, кто ее выполняет, должен знать, что он осуществляет заповеданное Торой. Читать дальше