Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О милосердных, которые кормят голодных, поят жаждущих, одевают нагих и раздают цдаку, написано «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих».»Трактат «Дерех эрец раба», 2

Почему нельзя бриться в холь а-моэд (праздничные будни)?

Темы: Борода, Холь аМоэд, Праздники, Рав Яков Шуб, Стрижка

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемые раввины. Меня как студента-практиканта волнует следующий вопрос: почему вы не бреетесь в Холь а-Моэд? Если вы скажете, что, типа, не делаем мелахот… Я вам возражу — делаете, и еще и лехатхила (изначально) делаете. Так если мы катаемся на машине, покупаем билеты в зоопарк, смотрим мультики — то почему бы и не побриться? С уважением, студент института имени Патриса Лумумбы, Мамбуда

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Мамбуда,

Большое спасибо за актуальный вопрос. Дни холь а-моэд, как мы видим из самого названия, это своего рода «смесь» праздничных и будних дней. В них присутствует праздничная составляющая, поэтому существует заповедь особого отношения к ним, а именно: чтить эти дни праздничной одеждой, трапезами с хлебом (в данном случае — мацой), чистой скатертью и т.п.

Мишна в начале третьей части трактата Моэд Катан говорит: хотя, как Вы правильно заметили, обычно разрешено совершать работы, необходимые непосредственно для холь а-моэд, в отношении бритья и стрижки действуют иные законы. Есть несколько категорий людей, которым разрешено бриться и стричься в холь а-моэд, в частности, тому, кто освободился из заключения, вернулся из путешествия, где не было возможности подстричься и побриться и т.п.

Гемара (14а) задает правомерный вопрос: «Почему же всем остальным людям запрещено стричься и бриться в холь а-моэд?» Причина в том, что стражам (сменам) коаним и левиим, а также специальным людям, которые наблюдают за ними, запрещено стричься и бриться в ту неделю, когда их очередь работать в Храме, — чтобы они заранее позаботились об этом и не появились на службе в неопрятном виде. По той же причине нельзя стричься и бриться в холь а-моэд — чтобы человек нашел время подстричься и побриться до холь а-моэда и не выглядел неопрятным в праздничные дни.

Иными словами, мудрецы понимали человеческую натуру: поскольку в холь а-моэд обычно больше свободного времени, человек, озабоченный подготовкой к празднику, может захотеть отложить стрижку на дни холь а-моэд, и получится, что в праздник он будет нестриженным, что является неуважением к праздничным дням. Поэтому мудрецы запретили стричься и бриться в холь а-моэд, чтобы таким образом побудить человека найти время подстричься и побриться заранее.

В свете этого один из видных ришоним (ранних комментаторов) Рабейну Там утверждает, что тому, кто выполнил постановление мудрецов и подстригся и побрился перед холь а-моэд, будет разрешено снова стричься и бриться в холь а-моэд. Получается, что, по его мнению, запрет стричься и бриться в холь а-моэд распространяется только на «нарушителей» — тех, кто не позаботился о том, чтобы привести себя в порядок перед праздниками.

Однако другие ришоним не приняли это мнение Рабейну Тама и в обоснование своей позиции приводят несколько доводов:

— Упомянутая мишна, которая перечисляет тех, кому в порядке исключения разрешено стричься и бриться в холь а-моэд, не говорит о случае, описываемом Рабйну Тамом.

— Окружающие не знают, что этот человек выполнил постановление мудрецов и постригся и побрился до холь а-моэда. Увидев, как он стрижется или бреется в холь а-моэд, они могут подумать, что он нарушает закон.

Шулхан Арух (Орах Хаим 531:2) устанавливает закон в соответствии с мнением тех ришоним, которые запрещают стричься и бриться, даже если человек подстригся и побрился до праздничных дней.

В более поздних поколениях были галахичесие авторитеты (респонсы Нода би-Йеуда 2:56, Игрот Моше 1:163), которые хотели обосновать разрешение бриться тому, кто делает это постоянно, однако их доводы не были приняты (см. Шмират Шабат ке-Илхата 66:23).

Стоит отметить, что этот запрет не распространяется на бритье и подстригание усов, их можно стричь, даже если они не мешают есть (Шулхан Арух 531:8).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.