Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если бы евреи не создали золотого тельца, не надо было бы выкупать первенцев?

23 апреля 2017 года, темы: Коэн, Бо, Выкуп первенца, Первенец, Служба в Храме, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом. У меня с моим другом и товарищем по колелю возник спор на тему выкупа первенцев. Написано в седьмой части недельной главы Бо в стихе 13: «…и всякого первенца-человека из твоих сыновей выкупи». В моем понимании это значит, что, даже если бы греха первенцев (когда они участвовали в создании золотого тельца) не было, то первенцы все равно должны были бы выкупать себя, правда, я не представляю, у кого. Мой друг считает, что, если бы не было греха с тельцом, то не было бы коэнов как первосвященников, соответственно, не надо было бы первенцев выкупать, да и выкупаться, собственно, не у кого. Помогите, пожалуйста, с ответом. Заранее благодарен. Михаэль

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Михаэль!

Вы затрагиваете целый ряд непростых вопросов. Но в целом, похоже, вы с другом оба правы.

Хотя обязанность служения в Храме действительно перешла от первенцев к левитам только в результате греха золотого тельца, комментаторы Торы объясняют, что обязанность выкупа первенцев существовала вне зависимости от этого события.

Так, автор комментария Кли Якар (к Бемидбар 3:13) спрашивает: где справедливость по отношению к первенцам: их лишили почета служения — и они же еще должны что-то платить? И отвечает: обязанность платить выкуп — это старый долг: во время казни первенцев в Египте Б-г уберег от такой же участи еврейских первенцев, и за это они обязаны Ему жизнью. Поэтому они должны платить выкуп за право продолжать жить, вне зависимости от того, чем они в этой жизни занимаются.

Сфорно (Шмот 13:2) продолжает обсуждение и обращает внимание на то, что повеление о еврейских первенцах приводится Торой вместе с повелением о первенцах животных.

Сефер Хинух (заповедь 18) объясняет, что обязанность выкупа первенцев связана в целом со святостью первых плодов всего, что принадлежит человеку. Так, необходимо отдавать коэну, представителю Б-га, первые плоды семи видов растений, которыми благословенна Земля Израиля (пшеницы, ячменя, винограда, инжира, гранатов, олив и фиников — бикурим), и первую шерсть, состриженную у овец (решит а-гез). В основе этой заповеди, пишет Сефер Хинух, — обязанность человека признать, что все на свете принадлежит Б-гу. Когда человек над чем-то работает — выращивает растения или животных — он естественным образом чувствует, что плоды его трудов по праву принадлежат ему: ведь он трудился, и он добился! Поэтому Тора повелевает посвятить и принести первые плоды Б-гу: так человек усваивает, что всем своим благополучием он на самом деле обязан Ему, даже если и сам прилагал усилия.

Такова, пишет Сефер Хинух, основная причина, по которой была дана заповедь выкупать как первенцев животных, так и первенцев человека. И только после этого добавляет, что выкуп еврейских первенцев является также напоминанием о великом чуде — казни египетских первенцев и спасении еврейских.

Аналогичным образом объясняет обязанность выкупа первенцев и Сфорно. Первенцы животных должны быть посвящены Б-гу и принесены в жертву, и их нельзя использовать для будничных работ. А если их невозможно принести в жертву (например, если у них обнаруживается изъян определенного типа), то для будничных работ их можно использовать только после выкупа. Ибо изначально они принадлежат «Высшему Собственнику» (Гавоа) и должны быть посвящены и принесены Ему. И только выкуп — компенсация за эту «потерю» — позволяет человеку получить их в свое пользование.

Таким же образом первенцы человека изначально принадлежат Б-гу и, по идее, должны посвятить свою жизнь исключительно Ему, заниматься только служением. Поэтому для того, чтобы разрешить им будничные занятия, необходим выкуп. Так что эта обязанность действительно существовала бы, даже если бы не было греха тельца.

Но, с другой стороны, верно и то, что на практике выкуп надлежало платить только после того, как коаним вступят в свою должность, — после строительства и освящения Скинии. (Существует дискуссия о том, когда именно коаним были избраны для служения: одновременно с левитами, когда был создан телец, или еще до этого. Но в любом случае на практике они вступили в должность только после того, как была построена Скиния. См. Звахим 106 б).

Рамбан ясно пишет (Шмот 13:11): Б-г велел посвятить Себе первенцев после Исхода, но выкупать их повелел позже, когда заменил их левитами. Так же комментирует Рашбам (там же 13:13): слова Торы «выкупи первенцев человека» относятся ко времени после посвящения левитов и назначения их служителями вместо первенцев, ко второму году после Исхода, когда была построена Скиния.

Таким образом, хотя необходимость выкупать первенцев действительно существовала и без греха тельца, на практике Б-г велел это сделать только после вступления коаним в должность.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше