Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Б-г выступает в роли воспитателя? Награда за «хорошее поведение», наказание за «плохое»…

Темы: Награда и наказание, Заповеди, Будущий мир, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте! В последние дни пытаюсь разобраться на базовом уровне в иудаизме. У меня создалось впечатление, что Б-г выступает в роли воспитателя. Награда за «хорошее поведение», наказание за плохое… Мария

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Мария!

Если я правильно понял, Вас волнует то, что с нами разговаривают, как с детьми, а мы все-таки взрослые.

Что ж, прежде всего, подобный вопрос может быть адресован уголовному кодексу любой страны: за убийство — такое наказание, за воровство — другое. Похоже, что таков человек: в отсутствие каких-либо сдержек и ограничений он не остановится, пока не впадет в крайности и не станет опасен для общества или, по крайней мере, для самого себя. «Преступление и наказание». Вот только награды за хорошее поведение в законе почему-то нет — несправедливо, не правда ли?

Зато везде, имея друг с другом дело, люди — и страны — применяют в той или иной форме «кнут и пряник». Похоже, что иначе трудно чего-либо добиться от другого человека, пусть совершенно взрослого и ответственного.

Это на простом уровне. Но на более глубоком награда за хорошее поведение — действительно не пряники и конфеты и наказание — тоже не порка.

Мудрецы говорят, что истинная награда невозможна в этом физическом мире — он слишком ограничен и любых его благ не хватит для того, чтобы по-настоящему вознаградить за исполнение заповедей. Соответственно, невозможно и истинное наказание за «плохое поведение». Они будут только в Будущем мире (и их природу скоро обсудим).

А те благословения и проклятия, о которых сказано в Торе, — это не столько награда и наказание, сколько предоставление возможности служить Б-гу в этом мире — или лишение такой возможности. Блага этого мира — инструменты, которые мы можем использовать для служения Б-гу, а можем и злоупотребить ими. Тратить деньги, время и силы на правильные действия или исключительно на себя, а то и на дурные вещи. Если мы служим Б-гу и доказываем, что хорошо используем вверенные нам блага, — то нам доверяют больше, как начальник наделяет работника (взрослого!), продемонстрировавшего эффективность и надежность, бОльшими полномочиями. Поэтому нам дается еще больше благ — возможностей служить Б-гу. Если же не будем служить Б-гу с помощью того, что у нас есть, то «не оправдаем доверия» и потому будем лишены вверенных нам инструментов. Так что в этом плане мы не больше подобны детям, чем президент великой державы: за «хорошее поведение» переизберут на новый срок, за «плохое» — не переизберут…

А что касается награды в Будущем мире, то и она не будет конфеткой — ведь тот мир вообще будет духовным. По-настоящему представить, какой именно она будет, нам сейчас невозможно. Но можно предположить, что это будет некое чувство достижения и полноценности. Исполнение заповедей не просто дает нам «карточку» на получение какого-то блага, а улучшает нас самих, облагораживает нашу душу — и наградой будет полноценность и красота этой души, которая будет в полной мере раскрыта и прочувствована в Будущем мире. А нарушение заповедей, соответственно, загрязняет и уродует нашу душу, и, если не раскаемся, последствия станут очевидны в Будущем мире, и наказанием станет само состояние нашей души.

Так, ужасные последствия убийства — это, на самом деле, не гибель невинного человека. Ведь миром управляет Б-г, и, если бы тому человеку было не время умирать, Б-г не позволил бы этому произойти. Дело в другом: у убийцы не было разрешения на это действие, с его точки зрения жертва была невинной. Поэтому для него это был ужасный поступок, который ожесточил и изуродовал его душу. Он стал убийцей. И в будущем мире это уродство души станет очевидным, и само это состояние будет наказанием. Хотя и в этом мире понятно, что душевное состояние подобного человека будет не самым приятным и для других, и для него самого. Зависть, злоба и ненависть по отношению к другим разъедает его душу и мучит его.

Соответственно, человек, который совершает правильные действия, сам в результате этого становится благороднее и добрее. Радость за других людей, хорошие отношения с ними делают приятнее и его собственную жизнь.

Иными словами, в Будущем мире нас ждут не столько награда или наказание, сколько элементарные последствия наших действий. Если ты выпрыгнешь из окна небоскреба, то разобьешься — это не угроза наказания, это констатация закона природы.

Поэтому мудрецы, среди прочего, говорят об этом так (Авода Зара 3а): «Кто не трудился перед наступлением субботы, тот не будет есть в субботу». В саму субботу нельзя готовить еду, поэтому все надо сделать заранее. В этом суббота подобна Будущему миру: построить душу можно только в этом мире, а в Будущем — лишь наслаждаться тем, что построено и достигнуто в этом. Так устроен свет. И миру передалось понимание этого устройства если не в виде прямых цитат из Торы, то в виде всем известной «народной мудрости»: «кто не работает, тот не ест» и т. п. Все это тоже адресовано не только детям. Это не угроза наказания, а констатация фактов, о которых и совершенно взрослым людям, похоже, надо постоянно напоминать.

Итак, если будем трудиться и исполнять заповеди, то как достойным взрослым работникам Начальник доверит нам больше благ-инструментов в этом мире. И наша собственная душа станет при этом чище и добрее, и мы насладимся ее красотой и полноценностью и в этом мире, и в Будущем. К этому стоит стремиться и одновременно стоит избегать «плохого поведения» как огня — просто чтобы не обжечься.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Как достичь финансового успеха по Торе?

Рав Меир Мучник

Какого успеха помогает достичь Тора?

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Врата воздаяния. О Будущем мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше