Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему ашкеназим прикрепляют мезузу к косяку наклонно, а сфарадим — прямо?

Темы: Ашкеназы, Мезуза, Еврейский закон, Рав Яков Шуб, Сефарды

Отложить Отложено

Добрый день! Вопрос касается мезузы. Слышала, что положение мезузы на косяке различается у сефардских и ашкеназских евреев, однако это связано не с установлением традиции разными мудрецами, а с тем фактом, что в регионе проживания ашкеназских общин к мезузе местные жители христианской религии прибивали поперечную дощечку таким образом, что получался крест. В связи с этими событиями мезузу стали вешать под наклоном. Подскажите пожалуйста, эта теория правдива? А.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая А.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно обычай ашкеназим — прикреплять мезузу наклонно, а обычай сфарадим — прикреплять мезузу прямо, вертикально.

Вопрос о том, как прикреплять мезузу, обсуждается в Талмуде (Менахот 33а). Там сказано, что нельзя устанавливать мезузу «как гвоздь» — это неуважение по отношению к ней.

По мнению Раши это означает: нельзя поместить мезузу плашмя в отверстие в косяке двери или же просто прикрепить параллельно земле. Мезуза в определенной мере напоминает свиток Торы, который хранят в вертикальном положении, поэтому и ее необходимо прикреплять именно прямо, вертикально. Так же считают Рамбам и многие другие ришоним (мудрецы первых поколений).

Мнение Рабейну Тама противоположно: неуважительно прикреплять мезузу вертикально. По его мнению, мезузу нужно прикреплять плашмя, параллельно земле.

Шулхан Арух (289:6) устанавливает закон в соответствии с мнением Раши и Рамбама. Поэтому обычай сфарадим — устанавливать мезузу вертикально.

Однако Рамо (289:6) считает, что изначально необходимо учитывать и мнение Рабейну Тама, который, как было сказано выше, считает, что нельзя устанавливать мезузу вертикально. Поэтому Рамо предлагает прикреплять ее немного наклонно. Такое расположение не противоречит ни одному из мнений. Ведь по мнению Раши нельзя устанавливать мезузу плашмя параллельно земле, а по мнению Рабейну Тама нельзя устанавливать ее вертикально.

Именно таков обычай ашкензим: устанавливать мезузу наклонно, т.е. чтобы верхняя часть была немного наклонена в направлении дома. При этом угол наклона должен быть небольшим, не 45 градусов.

Интересно, что так прикреплять мезузу принято не только у ашкеназим, но и у марокканских евреев, предки которых жили в мусульманской стране. Что лишний раз доказывает несостоятельность упомянутой Вами теории.

Стоит отметить: основным считается мнение Раши, поэтому в случае необходимости, например, когда косяк двери узкий и невозможно прикрепить мезузу наклонно, ашкеназим также разрешено прикреплять ее вертикально, как принято у сфарадим (комментарий Виленского Гаона к Шулхан Аруху 289:14).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.