Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не следует ни на что сердиться... и если человек закрывает рот во время ссоры, когда он уже охвачен гневом, это более приятно Всевышнему, поскольку сделать это значительно тяжелее, чем молчать с самого начала, а награда соответствует тяготам»Раби из Люблина

Как выбрать «правильную» кипу?

Темы: Кипа, Рав Меир Мучник, Течения в Иудаизме

Отложить Отложено

Здравствуйте, заранее прошу простить за глупый вопрос, я лишь недавно решил вести религиозную жизнь и вопросы возникают на каждом шагу. На днях вопрос возник по поводу такого атрибута, как кипа. Первое, что обескураживает — обилие их форм, цветов и материалов. Имеет ли это значение, и как выбрать из этого обилия «правильную» кипу? Есть ли какие-нибудь правила ношения этого головного убора? Заранее благодарю за помощь! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Ваш вопрос вовсе не глупый. В начале любого нового пути, на который встает человек, вопросы возникают на каждом шагу, и похвально Ваше стремление сделать все так, как надо, и готовность, не стесняясь, задавать все вопросы.

Что же касается ответа на сам вопрос, то, с точки зрения Закона, цвет кипы и материал, из которого она изготовлена, не имеет никакого значения. Главное — покрывать голову, и, если Вы это делаете как религиозный еврей, то честь Вам и хвала. Особенно в свете того, что, когда Вы носите кипу любого типа, Вы выделяетесь, отличаетесь от других людей и в Вас видят религиозного еврея. Это мужественный шаг, который непросто сделать.

С другой стороны, среди религиозных евреев (коротко — тех, кто принимает Шулхан Арух и 13 принципов иудаизма, сформулированных Рамбамом) есть разные группы и так получилось, что некоторые разновидности кипы стали ассоциироваться с той или иной группой. Не потому, что эти кипы таковы «по сути», а потому, что эти евреи обычно их носят и их кипы стали рассматриваться как своего рода часть «формы». Так, евреи, которых в Израиле называют харедим, а тенденциозно — «ультраортодоксами», обычно носят черные кипы из ткани. А так называемые «религиозные сионисты» (которых в Израиле называют дати леуми или мизрахи) чаще носят вязаные кипы, в основном светлого и других цветов. Но есть и определенные группы харедим, которые носят белые вязаные кипы.

Суть различий между всеми этими группами — другая тема. Основа у всех одна — вера в Единого Б-га и соблюдение заповедей Торы. Поэтому, если Вы живете там, где нет других религиозных евреев, то совершенно неважно, какой кипой Вы покроете голову. Так или иначе, Вы примкнете к своим братьям, религиозным евреям.

Если же Вы живете там, где есть другие религиозные евреи, и собираетесь посещать, скажем, их синагогу, возможно, стоит выбрать такую кипу, которая поможет Вам лучше вписаться в их общество. Можете спросить совета у кого-нибудь из них или у их раввина.

(Единственное, чего стоит опасаться, — это оказаться среди евреев «реформистского» или «консервативного» течений, которые отошли от целого ряда основных принципов иудаизма и встали на путь, в большинстве случаев ведущий к ассимиляции. Но такие синагоги встречаются, в основном, в Америке и некоторых других странах Запада. В России и в Израиле их мало).

Или же просто выберите черную кипу, она является наиболее стандартной и универсальной. Если обратите внимание: когда те, кто обычно не носит кипу, все-таки ее надевает для участия в какой-либо религиозной церемонии (а это часто делают даже неевреи — представители других стран, когда приезжают в Израиль, скажем, на государственные похороны), они обычно надевает простую черную кипу. Так что с ней точно не прогадаете.

Желаю Вам успеха в главном — изучении и соблюдении Торы и построении личных и близких отношений с Б-гом. Именно в этом заключается суть жизни религиозного еврея, какую бы кипу он ни носил.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре