Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер

Как выбрать «правильную» кипу?

Темы: Кипа, Рав Меир Мучник, Течения в Иудаизме

Отложить Отложено

Здравствуйте, заранее прошу простить за глупый вопрос, я лишь недавно решил вести религиозную жизнь и вопросы возникают на каждом шагу. На днях вопрос возник по поводу такого атрибута, как кипа. Первое, что обескураживает — обилие их форм, цветов и материалов. Имеет ли это значение, и как выбрать из этого обилия «правильную» кипу? Есть ли какие-нибудь правила ношения этого головного убора? Заранее благодарю за помощь! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Ваш вопрос вовсе не глупый. В начале любого нового пути, на который встает человек, вопросы возникают на каждом шагу, и похвально Ваше стремление сделать все так, как надо, и готовность, не стесняясь, задавать все вопросы.

Что же касается ответа на сам вопрос, то, с точки зрения Закона, цвет кипы и материал, из которого она изготовлена, не имеет никакого значения. Главное — покрывать голову, и, если Вы это делаете как религиозный еврей, то честь Вам и хвала. Особенно в свете того, что, когда Вы носите кипу любого типа, Вы выделяетесь, отличаетесь от других людей и в Вас видят религиозного еврея. Это мужественный шаг, который непросто сделать.

С другой стороны, среди религиозных евреев (коротко — тех, кто принимает Шулхан Арух и 13 принципов иудаизма, сформулированных Рамбамом) есть разные группы и так получилось, что некоторые разновидности кипы стали ассоциироваться с той или иной группой. Не потому, что эти кипы таковы «по сути», а потому, что эти евреи обычно их носят и их кипы стали рассматриваться как своего рода часть «формы». Так, евреи, которых в Израиле называют харедим, а тенденциозно — «ультраортодоксами», обычно носят черные кипы из ткани. А так называемые «религиозные сионисты» (которых в Израиле называют дати леуми или мизрахи) чаще носят вязаные кипы, в основном светлого и других цветов. Но есть и определенные группы харедим, которые носят белые вязаные кипы.

Суть различий между всеми этими группами — другая тема. Основа у всех одна — вера в Единого Б-га и соблюдение заповедей Торы. Поэтому, если Вы живете там, где нет других религиозных евреев, то совершенно неважно, какой кипой Вы покроете голову. Так или иначе, Вы примкнете к своим братьям, религиозным евреям.

Если же Вы живете там, где есть другие религиозные евреи, и собираетесь посещать, скажем, их синагогу, возможно, стоит выбрать такую кипу, которая поможет Вам лучше вписаться в их общество. Можете спросить совета у кого-нибудь из них или у их раввина.

(Единственное, чего стоит опасаться, — это оказаться среди евреев «реформистского» или «консервативного» течений, которые отошли от целого ряда основных принципов иудаизма и встали на путь, в большинстве случаев ведущий к ассимиляции. Но такие синагоги встречаются, в основном, в Америке и некоторых других странах Запада. В России и в Израиле их мало).

Или же просто выберите черную кипу, она является наиболее стандартной и универсальной. Если обратите внимание: когда те, кто обычно не носит кипу, все-таки ее надевает для участия в какой-либо религиозной церемонии (а это часто делают даже неевреи — представители других стран, когда приезжают в Израиль, скажем, на государственные похороны), они обычно надевает простую черную кипу. Так что с ней точно не прогадаете.

Желаю Вам успеха в главном — изучении и соблюдении Торы и построении личных и близких отношений с Б-гом. Именно в этом заключается суть жизни религиозного еврея, какую бы кипу он ни носил.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше