Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все — дети Б-жьи, даже если они не вели себя по отношению к Б-гу, как дети»Раби Меир, Талмуд Кидушин 36а

Иногда забегаю в туалет прямо в перчатках. Надо ли после этого делать омовение рук?

Темы: Омовение рук, Туалетные вопросы, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня вопрос по алахе. Я на работе часто работаю в одноразовых перчатках, иногда надеваю сразу несколько пар перчаток (и из-за холода, и работать так иногда удобней). Но вот иногда, как приспичит, извиняюсь, в уборную, так иногда прямо в перчатках туда и забегаю. Вопрос: что делать с «нетилат ядаим» (омовением рук) после туалета? Обязательно ли снимать перчатки перед посещением туалета или можно зайти туда в перчатках? А если зашла уже в перчатках, то нужно ли после этого мыть руки в этих перчатках или сначала нужно снять и выбросить все перчатки, а только потом мыть руки? Скажу честно, мне жалко выбрасывать сразу столько пар перчаток, может, достаточно просто снять верхние и выбросить? А потом нужно мыть руки в оставшихся перчатках? И т.д. Проясните этот вопрос, пожалуйста. Заранее благодарю. N.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая N.,

Большое спасибо, что обратились к нам. Обычно нет необходимости омывать руки перед изучением Торы и произнесением благословений, поскольку они считаются априори чистыми, если только человек не знает, что руки загрязнились.

Однако мы предполагаем, что во время посещения туалета человек дотрагивается до мест, которые обычно покрыты одеждой и, соответственно, ему необходимо омыть руки. Если человек был в перчатках, мы так не предполагаем — ведь его руки были покрыты (При Мегадим, Эшель Авраам 4:1).

Мишна Брура (4:40) упоминает, что с посещением туалета имеется еще одна проблема: там есть руах ра (ритуальная нечистота). Соответственно, даже, если человек просто зашел в уборную, не используя ее по прямому назначению, ему необходимо омыть руки.

Современные галахические авторитеты обсуждают вопрос, имеет ли уборная сегодня такой же статус в отношении руах ра, как уборная во времена Талмуда (Хазон Иш 17:4, Минхат Ицхак 1:60). Ведь теперь их строят иначе.

Получается, что желательно сделать омовение рук после того, как заходили в уборную, даже если руки остались чистыми. Но поскольку это не является прямой обязанностью, в случае необходимости разрешено облегчить соблюдение закона и не мыть руки (Алихот Шломо 20:24).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Кицур Шульхан Арух 2. Омовение рук

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Кицур Шульхан Арух 40. Законы нетилат ядаим для трапезы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Как делать омовение рук перед хлебом в гостях?

Рав Барух Рабинов

Если кто-то делал омовение передо мной и не соблюл всех правил, вода на ручке ковшика нечиста?

Утреннее омовение рук, или Немного о злых духах

Рав Шимон Соскин

Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?


Эта заповедь распространяется на каждого мужчину и, согласно Торе, предполагает произведение на свет двух разнополых детей, способных, в свою очередь, к рождению потомства. Однако, как указывают еврейские мудрецы, на этом не следует останавливаться Читать дальше