Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли исправить дела ушедших предков, «приняв» на себя их грехи и раскаявшись?

Темы: Потомство, Исправление, Тшува, Грех, Траур, Рав Эльяким Залкинд, Заслуги

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Скажите, пожалуйста, есть ли возможность исправить дела предков, ушедших в вечность, путем раскаяния, приняв на себя «как бы» их грехи, как будто это мой собственный грех, осознав их полноту по возможности сил своих и испытав горечь за то, что имело место быть в их жизни? И попросить Б-га стереть эти дела так, будто их и не было никогда? Спасибо за вашу работу и сайт, моя жизнь и я изменились до полной неузнаваемости, а самое главное — я верю, что мой путь только начался, с помощью благословенного Творца Вселенной, Истинного Б-га и Единственного. Илья

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Здравствуйте, уважаемый Илья!

Очень радостно было прочитать об изменениях в Вашей жизни. Пусть помощь Всевышнего будет всегда с Вами. Ведь есть правило: желающему очиститься (приблизиться к Всевышнему) помогают с Небес. И спасибо за тёплые слова о наших стараниях, очень хочется, чтобы они приносили свои плоды.

О Вашем вопросе. Сказано в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 240, 9), что в течение первого года после кончины родителей, дети, когда упоминают родителей, произносят: «Пусть я буду искуплением для его ложа (одра)». Источник этого правила в Талмуде, в трактате Кидушин (31 б). Раши объясняет, что эти слова означают: пусть падёт на меня всё плохое, что должно постичь его душу. И так в течение 12 месяцев — таков максимальный срок суда над грешниками в Геиноме (кроме тех, кто совершил очень большое зло, суд над такими может длиться и до конца времени этого мира). И в Мишне (Трактат Нэгаим 2, 1) мы находим: «Раби Ишмаэль говорит: я искупление сынов Израиля» Комментаторы (например, раби Овадья из Бартануры/Бертиноро) объясняют: «Из любви к ним говорил так, имея в виду, что любое наказание, которое должно было бы постичь их, он принимает на себя, чтобы искупить их (неправильные действия)». Значит, как видно, такая возможность существует: принять на себя наказание и, тем самым, искупить неправильные дела — не только родителей, но и других людей. Однако в упомянутой мишне речь идет о тех, кто во времена раби Ишмаэля был еще жив, поэтому она не полностью проясняет наш вопрос относительно тех, кто уже умер. И еще вопрос об умерших: можно ли им помочь по прошествии 12 месяцев после их смерти, ведь, как сказано, они уже понесли наказание, если полагалось?

И еще, если я правильно понял Ваш вопрос, он касается не принятия на себя наказания, а, как бы, принятия грехов, чтобы, насколько возможно, раскаяться в них вместо родных. (Впрочем, и горечь сожаления ведь тоже является, в своем роде, страданием и способствует искуплению; а также молитва, цдака — благотворительность — и усилия, прилагаемые к исполнению заповедей, искупают грехи человека, заменяя наказание, и принимаются вместо страданий искупления). Но можно ли раскаяться, сделать тшуву за другого человека? Ведь это больше, чем просто искупление. Вернемся к этому в конце. Но пока попробуем сказать то, что более ясно.

Мы видим, что помочь исправлению и подъему душ ушедших предков, прежде всего, родителей, возможно. Ведь для этого сыновья произносят Кадиш год после смерти родителей, а также ежегодно в йорцайт — годовщину смерти, когда душу вновь судят, достойна ли она подъема. А по некоторым обычаям сын всё время говорит Кадиш по родителям. Также принято изучать мишнайот ради «подъема души» умерших. Да и вообще, все заповеди и добрые дела детей помогают и поднимают души ушедших родителей. А возможно, и предков предыдущих поколений. Потому что все добрые дела, совершенные человеком, показывают, что и в его корне, в тех, кто привел его в мир (в цепочке поколений) было заложено это добро. И, раскрывшись, оно засчитывается как заслуга и предыдущим поколениям.

Но это верно не только в отношении прямых предков. Сказали мудрецы, что каждый, кто изучает комментарий или книгу уже ушедшего автора, добавляет ему заслуг. Ведь тот, как и при жизни, продолжает передавать мудрость тому, кто изучает его книгу. И если доброе дело, совершенное человеком, продолжает приносить плоды даже спустя поколения, это добавляет заслуг ему, его душе.

И еще есть помощь — просто посвятить урок (определенное количество уроков) или доброе дело душе умершего, «отдать» ему заслугу.

Еще один момент. Мы не знаем, насколько мы вправе брать на себя искупление за дела других людей, может, это окажется нам не под силу. И, может быть, не в том наша работа сейчас и лучшей помощью умершим близким будут наши правильные действия, исполнение заповедей, изучение Торы, работа над собой, принятие на себя служения Творцу — тогда проявятся добрые корни, которые в нас от предков, и это станет и их заслугой. И если мы еще будем давать цдаку ради подъема их душ, учить Мишну и зажигать суточную свечу и, если возможно, произносить Кадиш в годовщину их смерти (по еврейскому календарю), а также зажигать свечу и произносить Изкор в праздники (когда души снова судят), то поможем нашим близким так, как принято в Традиции. И Всевышний, Который знает заслуги и долги всех поколений и каждого человека в отдельности, Который видит искреннее стремление помочь и различает и бережет каждый добрый росток действий, слов и мыслей каждого человека, — засчитает в качестве заслуги умершим все, что может быть засчитано, наилучшим для всех образом.

Теперь, после всего сказанного, вернемся к вопросу о раскаянии. Действительно, в молитве, называемой видуй — признание в грехах, — которую принято (во многих общинах) произносить в конце утренней и дневной молитвы, а также (всеми) в слихот, в Йом-Кипур, есть слова: «…но мы и наши отцы грешили». Источник этих слов в Торе, в главе Бэхукотай (Ваикра 26, 40). Там сказано, что после того, как за нарушение союза с Творцом на наш народ обрушатся (а сейчас мы знаем, что уже обрушились) все положенные за это несчастья, тогда: «…признаются они в виновности своей и в виновности отцов их…». А затем сказано, что тогда (если они примут решение не повторять своих преступлений — комментарий Хафец Хаима): «И Я вспомню завет Мой с Яаковом и завет Мой с Ицхаком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю (Израиля) вспомню…» (там же, 42). И говорит Мидраш (Сифра): «О тшуве (раскаянии и возвращении) эти слова. Что, когда признаются в грехах своих, сразу Я вновь смилуюсь над ними».

Всего доброго, с большим уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Мидраш говорит, в будущем именно молитва Рахели за евреев будет принята Б-гом — в силу ее поступка: как Рахель пожалела свою сестру Лею и спасла ее от позора, позволив той выйти замуж за Яакова, так и Он пожалеет еврейский народ и спасет их из Изгнания. Читать дальше