Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Идти на дискотеку после субботней трапезы — это лицемерие?

Темы: Награда и наказание, Тшува, Суббота, Цицит, Рав Яков Шуб, Самосовершенствование, Тхелет

Отложить Отложено

Я живу в Москве, совсем недавно стала пробовать соблюдать Шаббат, хожу в синагогу, бываю в гостях у религиозных друзей. После каждого Шаббата чувствую, что духовно заряжаюсь. Но сейчас я столкнулась с одной проблемой: на следующий Шаббат на вечернюю трапезу меня пригласили в семью моих хороших знакомых, а поздно вечером подруга из университета пригласила меня и всю нашу группу отпраздновать ее день рождения на дискотеке. Я знаю, что в Шаббат не ходят на дискотеку, да и ехать туда придется на метро, но я также понимаю, что не могу отказать ей. С другой стороны, мне очень хочется попасть на Шаббатнюю трапезу, но я чувствую, что я буду лицемеркой, если сначала пойду в гости на Шаббат, а потом поеду на дискотеку. Может, лучше вообще не идти на Шаббат? Очень жду вашего совета. А.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая А.,

Большое спасибо за искреннее письмо. На самом деле Вы не первая, кто попадает в такую ситуацию. Любой человек, который начинает соблюдать Тору и заповеди, часто оказывается в подобных противоречивых ситуациях.

Основоположник движения Мусар рав Исраэль Салантер в своих письмах «Ор Исраэль» (6, 8) объясняет высказывание Талмуда (Менахот 43 б) о том, что наказание за отсутствие белой нити в кистях цицит больше, чем наказание за отсутствие голубой нити (тхелет). Он говорит: известный принцип — чем тяжелее выполнить какую-либо заповедь и чем больше человек прилагает усилий для ее выполнения, тем большую награду он получит за нее. Верно и обратное: большее наказание полагается за нарушение заповеди, которую человеку было легче выполнить, и меньшее — за нарушение той заповеди, которую ему было выполнить тяжело. Т.е., поскольку белые нити цицит более дешевы и доступны, чем голубые, то и наказание за их отсутствие больше, чем за отсутствие голубой нити.

Трудности, связанные с выполнением заповеди, могут быть не только объективными, но и субъективными. Зачастую они связаны с тем, в какой среде человек находится, кто его окружает и с кем он общается. Понятно, что девушке, которая учится в университете в Москве, гораздо труднее начать соблюдать субботу, когда вся обстановка и все окружение как будто бы «препятствует» и мешает задуманному. А иногда человек бывает просто «рабом своего положения», т.е. находится на таком этапе, что у него просто нет свободы выбора, поскольку у него нет достаточного «инструментария» понятий, чтобы принять правильное решение.

Следует помнить, что иудаизм, это не «Все или Ничего», иудаизм требует от человека постоянного роста и работы над собой. Поэтому, даже если человек уступает своим слабостям, это вовсе не означает, что он лицемерен. Главное понимать, что «я нахожусь на правильном пути и в будущем смогу продвинуться и выполнять то, что сейчас по каким-то причинам кажется мне недосягаемым». Поэтому очень важно, чтобы человек обращал внимание не только на то, где он находится сейчас, но и на то, к чему он стремится.

Поэтому в любом случае нет никакой причины отказываться от приглашения на субботнюю трапезу. Зажигайте субботние свечи, наслаждайтесь теплой семейной обстановкой за субботним столом, словами Торы и субботними песнями. И пусть Всевышний поможет Вам сделать правильный выбор, что делать после трапезы…

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Что такое Суббота?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Рав Элияу Тавгер

Неизвестный автор

Рав Элияу Тавгер — родился в 1960-м году в городе Нижний Новгород в семье известного профессора физики Бенциона Тавгера. После переезда в Израиль 1973 году учился в ешивах «Коль Тора» и «Атерет Исраэль». После свадьбы учился в колеле у гаона рава Моше Петровера (шлита), где написал свои первые книги. С 1992 года рав Элияу Тавгер ездит в Москву и становится центральным преподавателем ешивы «Торат Хаим». Он воспитал много сотен русскоязычных бней-Тора и раввинов, является одним из крупнейших русскоязычных алахических авторитетов, одним из руководителей организации «Птиль Тхелет»

Возвращение к Творцу

Рав Михаэль Солганик

Уголок алахи

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»


Попробуем разобраться, почему законам земледелия в Торе отведено особое место, и как именно они могут выражать признание единовластного господства Творца над Миром Читать дальше

«Господин Сельдерей»

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы о Шмите»

Цвика был одним из тех, чье сердце открылось и услышало эти позывные; он начал прислушиваться, всматриваться, искать смысл жизни, и в конце концов приблизился к волшебному миру Торы

Рука провидения

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы о Шмите»

Нашей последней надеждой был третий — самый большой участок. И он не подвел нас! Помидоры на нем выросли к сроку — сочные и румяные, без единой червоточины.

Пути Провидения

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы о Шмите»

Р. Хагай Киршенбаум, потомственный садовод, выращивающий этроги, является также агрономом, помогающим р. И. Эфрати в исследовании законов, связанных с работой на Земле Израиля. Кроме того, р. Хагай назначен главным раввинатом на роль контролера соблюдения законов орла (по закону Торы, деревья до 3-х лет считаются орла, и их плоды запрещены в пищу). На своей должности он повидал немало и может рассказать множество интересных и поучительных историй. Вот одна из них.

Законы года ШМИТЫ 5782. Вступление: важность, смысл заповеди и общие сведения о ней

Рав Лейб-Нахман Злотник