Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Что означает число 40 в жизни человека?

2 января, темы: Каббала, Пустыня, Возраст, Сердце, Глаза, Учитель

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Раввин, скажите, а что означает число 40 в жизни человека? Я имею в виду, что в 13 лет мальчик становится взрослым, а в 12 девочка — взрослой; а что происходит с человеком в 40 лет?! Почему именно 40 лет Моше водил народ Израиля по пустыне, и почему в 40 лет можно учить Каббалу!? Александр

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Александр!

По словам мудрецов (Авот 5:21), сорок лет — это возраст обретения «понимания» (бина). Обычно это свойство объясняют как способность лэавин давар ми-тох давар — «понимать одно из другого». То есть воспринимать не только саму информацию, но и то, что из нее следует, то, какое влияние окажет то, о чем нам сообщили. В целом речь идет о глубоком понимании чего-либо, а не просто о поверхностном знании.

Поэтому сороковой день рождения человека считается рубежом, на котором он приходит к более глубокому пониманию жизни и всего, что о ней знает.

Сорок лет странствий по пустыне связаны, строго говоря, с другим — это было наказанием за то, что народ поверил клевете разведчиков о Земле Израиля, которую они обследовали в течение сорока дней — за каждый день вступление в Землю Израиля откладывалось на год.

Но, так или иначе, в конце этого срока Моше сказал народу (Дварим 29:3): «И не дал Б-г понять вашему сердцу и увидеть вашим глазам и услышать ушам до сего дня». Отсюда мудрецы (Авода Зара 5 б) выводят принцип: ученик до конца понимает слова учителя только через сорок лет. Ибо прошло сорок лет со времени чудес Исхода и дарования Торы, которые упомянул Моше, и он сказал, что только теперь евреи могли до конца все это понять.

Согласно мнению многих мудрецов (например, Раши в Махзор Витри), это тот же принцип, что упоминается в трактате Авот: сорок лет — возраст обретения глубокого понимания.

Но возникает вопрос: ведь Моше говорил о сорока годах с начала обучения — дарования Торы, а в трактате Авот речь идет о возрасте — т.е. сорокалетнем сроке, прошедшем с момента рождения. А ведь не все эти годы человек непрерывно учится, как евреи в пустыне, которые родились еще до увиденных чудес и дарования Торы.

Ответ я слышал такой: речь идет не о понимании конкретных фактов, услышанных от наставника, а об усвоении образа его мыслей, его школы. Такие вещи передаются не прямым текстом, а постепенно, естественным образом, в процессе обучения. В этом смысл утверждения, что ученик до конца понимает учителя только сорок лет спустя: проучившись у него сорок лет, ученик обретает его мышление, начинает видеть Тору его глазами, достигает его уровня развития в Торе. (Поэтому Моше упомянул и события, произошедшие уже в конце сорокалетнего странствия, — теперь, обретя его «школу», евреи могли сразу правильно понимать и их).

Поэтому отсюда делают вывод о том, в каком возрасте человек обретает «понимание»: с рождения он проходит «школу жизни». И на основе полученного к сорока годам опыта — всего, что он за это время познал, увидел и пережил, — достигает определенного уровня в этом понимании, обретает свой взгляд на жизнь. Взгляд, на порядок более глубокий, чем прежде.

И поэтому только в этом возрасте можно начинать изучать Каббалу — т.к. она предполагает глубокое постижение мира, недоступное тому, у кого еще нет соответствующей базы.

С уважением, Меир Мучник


Нравится!
Поделиться ссылкой:

В тему

Как научиться чувствовать 1. Как управлять своим сердцем?

Рав Михаэль Солганик,
из цикла «Как научиться чувствовать»

Авраам Коен

"Крещендо" Талмуда

Каббала: знание или мистика?

Рав И. Хемендингер

Чем отличается Каббала от других частей Торы?

Соломоновы Столбы. Долина Тимна

Последний Дон

Соломоновы столбы являются одной из самых значимых достопримечательностей парка Тимна. Соломоновы столбы являются частью каменной скалы. Они были сформированы естественным образом в результате эрозии твёрдого красного песчаника. Своё название они получили в честь Царя Соломона. Царь Соломон, построивший Первый Храм согласно повелению Б-га данному Моше Рабейну, дал имена двум бронзовым колоннам при входе в Храм — Боаз и Яхин. Яхин был сыном Шимона и внуком Яакова, а Боаз был прадедом Царя Давида, племянником Элимелеха. Именно эти колонны (столбы) и называют Соломоновыми Столбами, а колоссальные скалы в Тимне — воплощают и олицетворяют мощь этих важнейших элементов Храма.


Тема дня

Глава Мишпатим

Читать дальше