Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаэль!

Давайте, пользуясь случаем, сначала рассмотрим, что у нас есть в Торе, точнее, в Хумаше (Пятикнижии).

Оно, как следует из названия, состоит из пяти книг— Хумашим: Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар и Дварим.

Книга Берешит состоит из 12 глав: Берешит, Ноах, Лех Леха, Ваера, Хаей Сара, Толдот, Ваеце, Ваишлах, Ваешев, Микец, Ваигаш, Ваехи.

Книга Шмот — из 11: Шмот, Ваэра, Бо, Бешалах, Итро, Мишпатим, Трума, Тецаве, Ки тиса, Ваякель, Пкудей.

Книга Ваикра — из 10 глав: Ваикра, Цав, Шмини, Тазриа, Мецора, Ахарей мот, Кдошим, Эмор, Беар, Бехукотай.

Книга Бемидбар — из 10: Бемидбар, Насо, Беаалотха, Шлах, Корах, Хукат, Балак, Пинхас, Матот, Масэй.

И последний Хумаш — Дварим — состоит из 11 глав: Дварим, Ваэтханан, Экев, Ръэ, Шофтим, Ки теце, Ки таво, Ницавим, Ваелех, Аазину, Вэзот аБраха.

Итого, 54 недельные главы.

Еще Моше Рабейну постановил, чтобы публично читали Тору по праздникам и субботам и в Новомесячье (Йерушалми, Мегила 4:1). Единого обычая, однако, как это делать, изначально не было. Так, в эпоху мудрецов Талмуда сложилось два обычая (Мегила 29 б): в Земле Израиля было принято прочитывать все Пятикнижие по субботам за три года. Ясно, что они как-то иначе делили его на главы. Я бы не исключал возможность, что у них были эти же главы, но они делили их на три части каждую. Об этом ничего не известно.

В Вавилонии же было принято прочитывать всю Тору за год, заканчивая чтение в праздник Шмини Ацерет, который благодаря этому приобрел второе название — Симхат Тора, Радость Торы. Сегодня по ряду причин повсеместно принят обычай Вавилонии (это касается далеко не только чтения Торы).

Поскольку недель в году около пятидесяти, приходится некоторые главы читать по две в одну субботу. Причем делается это по уже давно определенной схеме: фактором, определяющим, какие главы будут соединены, является тип года (в смысле, 12 или 13 месяцев, 29 или 30 дней в месяцах хешван и кислев; в остальных месяцах в наше время фиксированное количество дней, и только в этих двух меняется из года в год; также важно, на какие дни недели выпадают основные праздники, потому что в субботу праздника читают не недельную главу, а специальный отрывок, посвященный празднику). Насчитывается 14 таких типов. Поскольку важно, чтобы те главы, в которых содержатся проклятия, были прочитаны до наступления Шавуота и Рош а-Шана — по принципу «да закончатся проклятия вместе с уходящим годом» (кроме того, глава Дварим всегда читается перед 9-м Ава), иногда соединяют не самые короткие главы, а те, которые читаются до этих праздников.

Поскольку за границей Песах, Шавуот и Суккот празднуются по два дня, в отличие от Земли Израиля, иногда возникают ситуации (если праздник выпадает на пятницу), что в Земле Израиля в субботу читают недельную главу, а за границей в это же время — специальный отрывок из Торы для второго дня праздника, а недельная глава откладывается на следующую субботу. В результате чтение в Земле Израиля «опережает» чтение в других странах на одну главу до тех пор, пока там не прочтут две главы в одну субботу, «догнав» Землю Израиля.

Завершим этот краткий экскурс списком глав, которые объединяются:

В книге Берешит таких глав нет.

В книге Шмот: Ваякгель Пекудей примерно в 60% случаев объединены.

В книге Ваикра: Тазриа Мецора, Ахарей мот Кедошим. Они всегда объединены, если в году 12 месяцев, что происходит примерно в 63% случаев. Беар Бехукотай, это единственная пара, которую объединяют в меньшей части случаев — в 45% — в Земле Израиля.

В книге Бемидбар: Хукат Балак. В Земле Израиля они никогда не объединяются, но за границей каждый третий-четвертый год читаются вместе. Матот Масей в четырех случаях из пяти объединены. За границей их читают раздельно вообще только раз в десять лет!

В книге Дварим такая пара только одна: Ницавим Ваелех объединены приблизительно в 60% случаев.

Таким образом, недельные главы читаются в среднем 47-48 раз в году, когда нет дополнительного месяца, что соответствует количеству суббот, на которые не выпадают праздники. Это дает возможность закончить цикл чтения Пятикнижия в праздник Симхат Тора — в этот же день, закончив читать последнюю главу Торы, Ве-зот а-браха, читают начальный отрывок первой главы — Берешит.

Интересно также проследить общие темы в «парных» главах: Ваякгель — Пекудей обе рассматривают устройство Скинии — Святилища, заменявшего Храм в пустыне, Тазриа — Мецора говорят о специфических поражениях («проказе») на теле, одежде и жилище человека и ритуальной нечистоте. В главах Ахарей мот — Кедошим говорится о запрещенных связях, а общей темой глав Беар — Бехукотай являются заповеди, актуальные для Земли Израиля. Главы Хукат — Балак посвящены основным событиям, случившимся с народом Израиля в последний год их странствия в пустыне, а Матот — Масей говорят о подготовке народа к вступлению в Землю Израиля. Главы Ницавим — Ваелех когда-то вообще воспринимались как одна глава, теперь принято их разделять. Их общая тема — наставления Моше Рабейну, обращенные к народу, который вот-вот перейдет Йардэн и окажется на Святой земле.

Любопытно, что когда главы Матот — Масей соединяют, получается очень длинный текст (244 стиха). Так что еще у комментаторов средневековья (Тосафот к трактату Мегила 31 б) возник естественный вопрос: почему часто получается так, что их читают вместе? А чтению Ницавим и Ваелех отводят две субботы, хотя в них обеих вместе только 70 стихов?! Ответ был следующий: это делается для того, чтобы успеть прочитать перед Рош а-Шана главу Ницавим, в которой нет проклятий, чтобы они не были озвучены даже близко к Новолетию. Да удостоит нас Всевышний хорошего года!

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Гавриэль Фельдман

Мы не дома (плюс небольшое дополнение)

Суббота — не день отдыха!

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».