Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаэль!

Давайте, пользуясь случаем, сначала рассмотрим, что у нас есть в Торе, точнее, в Хумаше (Пятикнижии).

Оно, как следует из названия, состоит из пяти книг— Хумашим: Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар и Дварим.

Книга Берешит состоит из 12 глав: Берешит, Ноах, Лех Леха, Ваера, Хаей Сара, Толдот, Ваеце, Ваишлах, Ваешев, Микец, Ваигаш, Ваехи.

Книга Шмот — из 11: Шмот, Ваэра, Бо, Бешалах, Итро, Мишпатим, Трума, Тецаве, Ки тиса, Ваякель, Пкудей.

Книга Ваикра — из 10 глав: Ваикра, Цав, Шмини, Тазриа, Мецора, Ахарей мот, Кдошим, Эмор, Беар, Бехукотай.

Книга Бемидбар — из 10: Бемидбар, Насо, Беаалотха, Шлах, Корах, Хукат, Балак, Пинхас, Матот, Масэй.

И последний Хумаш — Дварим — состоит из 11 глав: Дварим, Ваэтханан, Экев, Ръэ, Шофтим, Ки теце, Ки таво, Ницавим, Ваелех, Аазину, Вэзот аБраха.

Итого, 54 недельные главы.

Еще Моше Рабейну постановил, чтобы публично читали Тору по праздникам и субботам и в Новомесячье (Йерушалми, Мегила 4:1). Единого обычая, однако, как это делать, изначально не было. Так, в эпоху мудрецов Талмуда сложилось два обычая (Мегила 29 б): в Земле Израиля было принято прочитывать все Пятикнижие по субботам за три года. Ясно, что они как-то иначе делили его на главы. Я бы не исключал возможность, что у них были эти же главы, но они делили их на три части каждую. Об этом ничего не известно.

В Вавилонии же было принято прочитывать всю Тору за год, заканчивая чтение в праздник Шмини Ацерет, который благодаря этому приобрел второе название — Симхат Тора, Радость Торы. Сегодня по ряду причин повсеместно принят обычай Вавилонии (это касается далеко не только чтения Торы).

Поскольку недель в году около пятидесяти, приходится некоторые главы читать по две в одну субботу. Причем делается это по уже давно определенной схеме: фактором, определяющим, какие главы будут соединены, является тип года (в смысле, 12 или 13 месяцев, 29 или 30 дней в месяцах хешван и кислев; в остальных месяцах в наше время фиксированное количество дней, и только в этих двух меняется из года в год; также важно, на какие дни недели выпадают основные праздники, потому что в субботу праздника читают не недельную главу, а специальный отрывок, посвященный празднику). Насчитывается 14 таких типов. Поскольку важно, чтобы те главы, в которых содержатся проклятия, были прочитаны до наступления Шавуота и Рош а-Шана — по принципу «да закончатся проклятия вместе с уходящим годом» (кроме того, глава Дварим всегда читается перед 9-м Ава), иногда соединяют не самые короткие главы, а те, которые читаются до этих праздников.

Поскольку за границей Песах, Шавуот и Суккот празднуются по два дня, в отличие от Земли Израиля, иногда возникают ситуации (если праздник выпадает на пятницу), что в Земле Израиля в субботу читают недельную главу, а за границей в это же время — специальный отрывок из Торы для второго дня праздника, а недельная глава откладывается на следующую субботу. В результате чтение в Земле Израиля «опережает» чтение в других странах на одну главу до тех пор, пока там не прочтут две главы в одну субботу, «догнав» Землю Израиля.

Завершим этот краткий экскурс списком глав, которые объединяются:

В книге Берешит таких глав нет.

В книге Шмот: Ваякгель Пекудей примерно в 60% случаев объединены.

В книге Ваикра: Тазриа Мецора, Ахарей мот Кедошим. Они всегда объединены, если в году 12 месяцев, что происходит примерно в 63% случаев. Беар Бехукотай, это единственная пара, которую объединяют в меньшей части случаев — в 45% — в Земле Израиля.

В книге Бемидбар: Хукат Балак. В Земле Израиля они никогда не объединяются, но за границей каждый третий-четвертый год читаются вместе. Матот Масей в четырех случаях из пяти объединены. За границей их читают раздельно вообще только раз в десять лет!

В книге Дварим такая пара только одна: Ницавим Ваелех объединены приблизительно в 60% случаев.

Таким образом, недельные главы читаются в среднем 47-48 раз в году, когда нет дополнительного месяца, что соответствует количеству суббот, на которые не выпадают праздники. Это дает возможность закончить цикл чтения Пятикнижия в праздник Симхат Тора — в этот же день, закончив читать последнюю главу Торы, Ве-зот а-браха, читают начальный отрывок первой главы — Берешит.

Интересно также проследить общие темы в «парных» главах: Ваякгель — Пекудей обе рассматривают устройство Скинии — Святилища, заменявшего Храм в пустыне, Тазриа — Мецора говорят о специфических поражениях («проказе») на теле, одежде и жилище человека и ритуальной нечистоте. В главах Ахарей мот — Кедошим говорится о запрещенных связях, а общей темой глав Беар — Бехукотай являются заповеди, актуальные для Земли Израиля. Главы Хукат — Балак посвящены основным событиям, случившимся с народом Израиля в последний год их странствия в пустыне, а Матот — Масей говорят о подготовке народа к вступлению в Землю Израиля. Главы Ницавим — Ваелех когда-то вообще воспринимались как одна глава, теперь принято их разделять. Их общая тема — наставления Моше Рабейну, обращенные к народу, который вот-вот перейдет Йардэн и окажется на Святой земле.

Любопытно, что когда главы Матот — Масей соединяют, получается очень длинный текст (244 стиха). Так что еще у комментаторов средневековья (Тосафот к трактату Мегила 31 б) возник естественный вопрос: почему часто получается так, что их читают вместе? А чтению Ницавим и Ваелех отводят две субботы, хотя в них обеих вместе только 70 стихов?! Ответ был следующий: это делается для того, чтобы успеть прочитать перед Рош а-Шана главу Ницавим, в которой нет проклятий, чтобы они не были озвучены даже близко к Новолетию. Да удостоит нас Всевышний хорошего года!

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

Рав Реувен Пятигорский

О еврейской солидарности

История еврейского народа 66. Евреи Франции после II крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.