Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Очень много думаю об отношениях с людьми. Не остается времени на отдых и саморазвитие

Темы: Общение, Психология, Исправление качеств, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Я заметил, что я по жизни очень часто «гружу» себя всяческими мыслями и переживаниями. В особенности это касается отношений с людьми. Подолгу могу думать о том, что я скажу человеку при встрече, сам придумываю вопросы, которые, возможно, мне задаст мой собеседник, и ищу к ним ответы. То есть пытаюсь заранее проработать сценарий нашей с ним беседы, стараюсь всё продумать заранее до мелочей. В воображении при этом обычно рисуются конфликтные либо трудноразрешимые ситуации, представляю, что собеседник поставил меня в неловкое положение, задав каверзный вопрос, и ищу оптимальный ответ на этот вопрос. Всё это угнетает меня. Я понимаю, что так быть не должно, ведь эти мысли и переживания заполняют большую часть моего времени, так что в итоге практически не остается времени на отдых и саморазвитие. Есть ещё такой момент, что я хочу понравиться всем людям, со всеми быть в хороших отношениях. Многие скажут: это совершенно нормальное стремление! И я соглашусь, но ведь всё хорошо в меру. Я же буквально всем хочу угодить, боюсь, что если кому-то не угожу, то может начаться конфликт, исход которого неизвестен. Словом, хочу спросить мудрого совета касаемо того, как быть с излишней мнительностью и тревожностью. Быть может, вопрос мой скорее предназначен для психолога, но я считаю, что именно раввины — лучшие психологи, ведь их знания и советы основываются на Торе. P.S. Хочу поблагодарить раввинов за ответы на вопросы, мне они очень помогают разобраться во многих вещах. Я очень рад, что есть этот сайт с большим количеством интереснейшего материала. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Описанные Вами склонности действительно нормальны и встречаются у многих. От самих этих склонностей, которые обычно естественны для человека, избавиться очень трудно, если вообще возможно. Поэтому наше дело — скорее, контролировать их: держать в определенных границах и удерживаться от крайностей. Тогда достоинства, связанные с этими чертами характера, будут проявляться больше, чем недостатки. Ибо, как Вы правильно напомнили, все хорошо в меру.

Проблема, с которой связаны обсуждаемые нами склонности, — неуверенность в себе. Если человека очень беспокоит, что подумают и скажут о нем другие, это признак того, что сам он в глубине души не уверен, достоин ли уважительного и позитивного мнения о себе. Правильно ли он действует, хороший ли он? Сам о себе он не может с уверенностью этого сказать. Поэтому ему очень важно, чтобы его оценили другие: как они скажут, так и есть. И, если не одобрят, значит, он живет неправильно! Значит он неудачник, глупец, нечестивец! Волнуясь о том, что другие могут вынести такой убийственный вердикт, человек прорабатывает в уме всевозможные опровержения, пытаясь доказать потенциальным обвинителям и судьям — а на самом деле обвинителю и судье в самом себе, самому себе — что он все-таки хороший.

Как сказано, забота о мнении окружающих, проявляемая в меру, вовсе не вредна. Если человеку совершенно все равно, что о нем думают другие, он может выкинуть что угодно. Некоторые поступки вызывают всеобщее осуждение именно потому, что они однозначно дурны и недопустимы, понимание этого заложено Б-гом у большинства людей. И это должно предотвращать большую долю проступков и грехов, на которые потенциальные нарушители не решатся. Так, Тора возлагает ответственность за грехи, подобные греху создания Золотого тельца, на весь еврейский народ, хотя на практике согрешили лишь немногие: они явно чувствовали, что общество в целом их не осудит.

Но, конечно, чрезмерное стремление угодить другим и боязнь осуждения слишком сковывает человека. В конечном счете, все люди разные и невозможно добиться всеобщего согласия во всем и всем угодить. Поэтому определенная доля необходимых действий неминуемо столкнется с непониманием, а то и осуждением других. И здесь человеку надо выработать уверенность в себе, которая позволит ему действовать вопреки этому осуждению и тратить меньше времени и нервов на убеждение других — и самого себя — в своей правоте.

Как этого добиться? Конечно, одним махом себя не изменишь. Но в целом надо стремиться к осознанию своей роли в жизни, своего предназначения. Если человек понимает, где лежит его цель, ему также легче определить путь, который должен к ней привести. Если он знает, что должен подняться вон на ту вершину, то также знает, что идти надо именно по тропе, которая, насколько видно, идет в эту гору. Тогда, даже если на его пути будет кто-то стоять и возражать, это не приведет его в замешательство. Разумеется, если он грубо оттолкнет возражающего, осыпая его бранью, то впадет уже в противоположную крайность. Как сказано, все хорошо в меру. Скорее, речь о том, чтобы вежливо, но более настойчиво проводить свою линию и не давать другим определять за себя цель, если сам четко ее видишь. Не менять направление по чужой указке, вопреки собственным представлениям.

Опять же, речь не о том, что не следует советоваться с другими. Очень даже следует. У других людей могут быть свои ценные соображения, иной, свежий взгляд на ситуацию, без них человек может ошибиться. Но, выслушав все советы, человек на каком-то этапе должен определиться и уверенно отправиться в путь, не слишком беспокоясь о том, что есть и другие мнения и пути. Не затыкать уши полностью — ибо всегда существует вероятность того, что необходимо скорректировать курс, — но и не терять из виду свой ориентир. Другие люди и их советы нужны для помощи в определении твоего ориентира, а не для того, чтобы подражать им и следовать их ориентирам. Это различие следует понимать. Бывает, что их ориентир подходит и тебе в качестве своего, но бывает, что не подходит, что у тебя иной, это важно осознать. И Б-г часто дает это интуитивное чувство.

Если речь идет не о Вашем курсе в жизни, а о Вашем характере, то здесь тоже надо четко и честно определить собственные достоинства и недостатки. Не мучиться подолгу вопросом, действительно ли есть у меня такой-то недостаток, а спокойно признать факт его существования (разумеется, продолжая стараться недостатки минимизировать и, по возможности, искоренять). И это не будет означать признание своей неполноценности — ведь никто не идеален, недостатки есть у всех, у каждого свои, и вот этот — мой. А есть у каждого и достоинства, и свои я тоже хорошо знаю, поэтому знаю, что я «нормальный». И тогда будет уже не так важно, что могут сказать другие. Если они будут указывать Вам на недостатки, о которых Вы четко знаете, что у Вас их на самом деле нет, значит, эти люди явно Вас не знают и не понимают. Ну и не важно, что они о Вас думают, они не боги. И вместо того, чтобы с жаром доказывать свою правоту, можно просто усмехнуться и махнуть рукой. А если они указывают на те недостатки, которые у Вас есть, то лучше спокойно признать: да, вы правы! У всех есть недостатки, и у меня — вот этот. Человеку кажется, что, признаваясь в этом, он «сдается», но на самом деле, наоборот, он показывает силу и обезоруживает: этим его «не возьмешь».

Наконец, есть в Вашей склонности и определенно положительный аспект. Человеку, который постоянно ведет внутреннюю дискуссию о своих действиях и направлении в жизни, гораздо легче заниматься необходимым самоанализом, узнавать себя, задумываться о своих поступках — и, в случае необходимости, исправлять их. Как раз сейчас идет месяц Элуль и наступают Дни суда, Рош а-Шана и Йом-Кипур, в которые мы должны взвесить свои поступки и раскаяться в грехах. Разумеется, это легче сделать такому человеку, как Вы, умеющему внутренне дискутировать о себе и о своем курсе. Что думают о Вас другие люди — не так важно, но что думает Б-г — как раз очень важно, Ему надо угодить. Поэтому представьте, что все потенциальные обвинения и возражения исходят от прокуроров на Его суде, и теперь проверьте, сумеете ли эффективно защитить себя перед Ним. Это, кстати, не обязательно труднее, чем убедить в своей правоте других людей: ведь люди все разные, и многие никогда Вас не поймут — но Б-г понимает абсолютно всех! Так что, если Вы действительно правы, Вам нечего бояться, Он поймет. Но надо проверить и проанализировать себя честно.

И у Вас есть все шансы успешно проделать эту работу — и в целом быть мыслящим человеком, интеллектуалом, способным анализировать все аспекты жизни, познавать себя и понимать других. Тогда как многие излишне уверенные в себе люди не только не чувствуют необходимости кому-то что-то доказывать, но и вообще не осведомлены, что могут быть разные мнения. Их внутренний мир — набор простых фактов и интуитивных чувств, и они понятия не имеют, что многое на самом деле непросто, что у других людей могут быть иные чувства. Поэтому они могут уверенно идти вперед, даже не подозревая, что наступают на чьи-то мозоли. Слону не стоит прислушиваться к лаю всех Мосек, но если он будет идти своим путем и вообще никого не замечать, то может многих растоптать и причинить немало вреда.

Так что в этом плане Ваша черта — явное преимущество, и у Вас «в руках» шанс использовать это качество во благо. Осознавать, что не все в жизни однозначно, что о многом можно и нужно дискутировать, прислушиваться к чужим советам. И в то же время определиться со своей ролью и целью, уверенно идти своим путем и не слишком беспокоиться о мнении других людей. Только всегда беспокоиться о мнении Б-га и постоянно проверять, соответствуют ли наши поступки Его желанию.

Успехов Вам!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Ваешев. Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.