Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не следует ни на что сердиться... и если человек закрывает рот во время ссоры, когда он уже охвачен гневом, это более приятно Всевышнему, поскольку сделать это значительно тяжелее, чем молчать с самого начала, а награда соответствует тяготам»Раби из Люблина

Можно ли в праздник накопать руды, переплавить ее в металл и выковать сковородку?

Темы: Запреты, Посуда, Йом тов, Субботы и праздники, Еда, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте. Как известно, в Йом Тов (праздник) можно совершать мелахот (работы), необходимые для приготовления еды. Вот, например, человек хочет приготовить что-то, а у него нет рецепта, — получается, можно залезть в интернет и погуглить? Или нет сковородки. Получается, он может пойти, накопать руды, переплавить ее в металл, выковать сковородку и пожарить на ней еду! С уважением, Мамбуда, студент Российского университета дружбы народов.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Мамбуда,

Большое спасибо, что обратились к нам. Ваш вопрос затрагивает основы законов Праздничного дня — Йом Това, поэтому давайте разберем все по порядку.

Как в субботу, так и в праздник запрещено выполнять все 39 работ. Единственное отличие — в праздник разрешено совершать действия, необходимые для основных «удовольствий» (охель нэфеш). На практике в основном это разрешение готовить пищу.

Но и здесь есть некоторые ограничения. Приведем часть из них:

— Если блюдо можно приготовить до праздника и это никак не повлияет на его вкусовые качества, его нельзя готовить в праздник, а надо заранее.

— Разрешено готовить только те блюда, которые подходят для обычных людей. Поэтому блюда, которые подходят только для каких-то определенных категорий людей, например, избалованных и больных, нельзя готовить в праздник, а надо заранее.

— Запрещены работы, продуктом которых можно пользоваться в течение длительного срока, например, жатва (коцер) и т.п.

Кроме того, в Талмуде (Бейца 28а) приводится спор о том, распространяется ли это разрешение на работы, которые не связаны непосредственно с приготовлением пищи, а необходимы, чтобы подготовить инструменты, которые впоследствии понадобятся для готовки, т.е. работы предварительной стадии (махширин охель нэфеш). Например, наточить нож, чтобы потом сделать шхиту или резать пищу. Раби Йеуда считает, что разрешено выполнять такие работы, если не было возможности сделать их до праздника, а мудрецы спорят с ним и запрещают выполнение таких работ.

При этом как мудрецы, так и раби Йегуда согласны, что их спор относится только к ситуации, когда необходимо, починить или исправить инструмент (как, например, было сказано выше, наточить нож), а вот если его необходимо изготовить с нуля, то это запрещено (Шаарей Циюн 509:2). Поэтому, например, сделать новый нож будет запрещено по всем мнениям.

Теперь можно ответить на Ваш второй вопрос: запрещено выполнять работы по изготовлению новой сковородки в праздник, поскольку это не относится к разрешению махширей охель нефеш.

Еще одно ограничение: спор мудрецов и раби Йегуды не касается работ, необходимых для починки инструментов, которые, в свою очередь, необходимы для починки тех инструментов, которые впоследствии будут использованы для приготовления пищи. Иными словами, речь идет о предварительной стадии, предшествующей предварительной стадии (махширэй махширин охель нэфеш). Например, как было сказано выше, можно наточить нож, но нельзя починить точильную машину, которая необходима, чтобы наточить нож, который впоследствии будет использован для убоя скота или нарезания пищи. Кроме того, спор также не касается работ по починке или изготовлению предметов, которые, в конечном счете, не влияют напрямую на приготовление пищи. Например, нельзя сделать лестницу, чтобы достать продукты, которые находятся на чердаке (Алахот а-Моадим 3:5, см. Мишна Брура 514:4).

Соответственно, теперь можно ответить на Ваш первый вопрос: нельзя искать рецепт в интернете, поскольку это также предварительная стадия перед предварительной стадией, и ведь сам рецепт не участвует напрямую в приготовлении пищи.

Хороших Вам праздников.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре