Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто не чувствует боль роженицы, мучающейся на другом конце земли, как свою собственную боль, не достоин имени “праведник”»Рабби Мордехай из Несвижа

Можно ли в праздник накопать руды, переплавить ее в металл и выковать сковородку?

Темы: Запреты, Йом тов, Субботы и праздники, Еда, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте. Как известно, в Йом Тов (праздник) можно совершать мелахот (работы), необходимые для приготовления еды. Вот, например, человек хочет приготовить что-то, а у него нет рецепта, — получается, можно залезть в интернет и погуглить? Или нет сковородки. Получается, он может пойти, накопать руды, переплавить ее в металл, выковать сковородку и пожарить на ней еду! С уважением, Мамбуда, студент Российского университета дружбы народов.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Мамбуда,

Большое спасибо, что обратились к нам. Ваш вопрос затрагивает основы законов Праздничного дня — Йом Това, поэтому давайте разберем все по порядку.

Как в субботу, так и в праздник запрещено выполнять все 39 работ. Единственное отличие — в праздник разрешено совершать действия, необходимые для основных «удовольствий» (охель нэфеш). На практике в основном это разрешение готовить пищу.

Но и здесь есть некоторые ограничения. Приведем часть из них:

— Если блюдо можно приготовить до праздника и это никак не повлияет на его вкусовые качества, его нельзя готовить в праздник, а надо заранее.

— Разрешено готовить только те блюда, которые подходят для обычных людей. Поэтому блюда, которые подходят только для каких-то определенных категорий людей, например, избалованных и больных, нельзя готовить в праздник, а надо заранее.

— Запрещены работы, продуктом которых можно пользоваться в течение длительного срока, например, жатва (коцер) и т.п.

Кроме того, в Талмуде (Бейца 28а) приводится спор о том, распространяется ли это разрешение на работы, которые не связаны непосредственно с приготовлением пищи, а необходимы, чтобы подготовить инструменты, которые впоследствии понадобятся для готовки, т.е. работы предварительной стадии (махширин охель нэфеш). Например, наточить нож, чтобы потом сделать шхиту или резать пищу. Раби Йеуда считает, что разрешено выполнять такие работы, если не было возможности сделать их до праздника, а мудрецы спорят с ним и запрещают выполнение таких работ.

При этом как мудрецы, так и раби Йегуда согласны, что их спор относится только к ситуации, когда необходимо, починить или исправить инструмент (как, например, было сказано выше, наточить нож), а вот если его необходимо изготовить с нуля, то это запрещено (Шаарей Циюн 509:2). Поэтому, например, сделать новый нож будет запрещено по всем мнениям.

Теперь можно ответить на Ваш второй вопрос: запрещено выполнять работы по изготовлению новой сковородки в праздник, поскольку это не относится к разрешению махширей охель нефеш.

Еще одно ограничение: спор мудрецов и раби Йегуды не касается работ, необходимых для починки инструментов, которые, в свою очередь, необходимы для починки тех инструментов, которые впоследствии будут использованы для приготовления пищи. Иными словами, речь идет о предварительной стадии, предшествующей предварительной стадии (махширэй махширин охель нэфеш). Например, как было сказано выше, можно наточить нож, но нельзя починить точильную машину, которая необходима, чтобы наточить нож, который впоследствии будет использован для убоя скота или нарезания пищи. Кроме того, спор также не касается работ по починке или изготовлению предметов, которые, в конечном счете, не влияют напрямую на приготовление пищи. Например, нельзя сделать лестницу, чтобы достать продукты, которые находятся на чердаке (Алахот а-Моадим 3:5, см. Мишна Брура 514:4).

Соответственно, теперь можно ответить на Ваш первый вопрос: нельзя искать рецепт в интернете, поскольку это также предварительная стадия перед предварительной стадией, и ведь сам рецепт не участвует напрямую в приготовлении пищи.

Хороших Вам праздников.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Смысл заповедей кашрута

Рав Моше Пантелят

Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.

Что происходит с душой человека после смерти?

Рав Яков Шуб

Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?

Кицур Шульхан Арух 76. Законы молитв в Шаббат и Йом-Тов

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух


Еврейский взгляд на супружеские отношения в корне отличен от взглядов, принятых в современном обществе. Объясним подробнее. Интимные отношения между супругами сближают их духовно и физически, превращая в одно целое. Муж и жена становятся единым организмом и одной душой Читать дальше