Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда человек хочет, он из любой грязи может выбраться»Рав Ицхак Зильбер

Молюсь на иврите, но не понимаю смысла всех слов!

Темы: Иврит, Еврейская молитва, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Молюсь по сидуру с транслитерацией на иврите, что-то понимаю, но большую часть молитвы нет. Правильно ли это или лучше по переводу на русский язык? Можно ли часть на иврите (что понимаю), а часть на русском?

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Здравствуйте!

У каждого из этих вариантов есть свое преимущество. Молитву (Амида) составили Мужи Великого Собрания в начале эпохи Второго Храма. Как пишет рав Хаим Воложинер, они сформулировали благословения именно так, как сформулировали, не случайно. Они знали устройство и тайны творения высших миров и составили молитву именно в этой форме, этими словами, которые оказывают влияние на множество духовных миров и исправляют их. И даже если человек не понимает все те смыслы, что они вложили в молитву, произнося эти слова, он влияет на духовные миры, и в его молитве есть духовная сила, которую придали ей эти великие мудрецы. В этом достоинство и величие молитвы в оригинале, на святом языке (лашон а-кодэш).

Но, с другой стороны, когда человек молится на языке, который он понимает, его молитва выходит из глубины сердца, а понимание, чувство и сердце — это основа молитвы.

Вопрос: что предпочесть? Цитируют из Сефер Хасидим, книги, написанной раби Йеудой а-Хасидом, одним из великих людей еврейства Германии, 800 лет назад: предпочтительно читать молитву на языке, который человек понимает, «потому что молитва — это только с пониманием сердца, а если сердце не знает, что человек произносит, то как это поможет ему?» Поэтому лучше, чтобы он молился на том языке, который понимает. Эти слова приводит Маген Авраам, а после него Мишна Брура (Беур Галаха). И так считают крупнейшие поским (галахисты) нашего времени. Рав Мойше Файнштейн зацал пишет: «Пока еще человек научится святому языку, пусть он молится на том языке, который понимает (и хорошо, чтобы он нашел перевод, выполненный человеком, наиболее тщательно соблюдающим Тору и заповеди)». И так же считал рав Элияшив зацал. Разумеется, перевод должен точно передавать содержание текста на лашон а-кодэш.

Очень важно помнить: без каваны (осознания того, что человек говорит) молитва вообще не засчитывается. Сказано, что человек должен удерживать кавану в течение всей молитвы или, как минимум, при первом благословении, Авот. А если он не думал о том, что говорит, при первом благословении, молитва не имеет силы. А есть мнение, что также особенно важно удерживать кавану, и произнося благословение Модим, предпоследнее благословение. Так что в любом случае человек должен знать перевод хотя бы этих двух благословений и понимать, что он говорит.

Пока Вы учите иврит, можно читать часть (то, что Вы понимаете) на иврите, а часть на русском.

С уважением, Бенцион Зильбер

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.