Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Кому, как не нам, надо пробудиться, воспрянуть, изменить все наши понятия, пути и дела — и вернуться к Творцу»Рабби Элияу Элиэзер Деслер

Из кого и как делать себе раввина? За какие деньги покупать друга?

30 августа 2016 года, темы: Раввин, Пиркей Авот, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Здравствуйте. Написано в Пиркей Авот: «Сделай себе Раввина, купи себе друга и отдаляйся от зла». Из кого и как делать себе раввина, за какие деньги покупать друга (min. в % от общего дохода) и как отдаляться от зла, когда даже на Шахарит я езжу в троллейбусе, в том числе и летом. А летом, когда там давка, там и прикосновения, и нескромная одежда, и невесть что ещё присутствует. Денег на личный транспорт, да еще и с водителем (сам в силу мед. причин, скорее всего, нормально за руль сесть не смогу никогда), — не зарабатываю. Спасибо. Аарон

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Аарон!

Раввин, наставник нужен человеку для того, чтобы просвещать его в законах Торы, а также в целом учить мудрости жизни и помогать выбирать правильный путь. Для этого раввин должен не только хорошо знать законы и принципы Торы, но и знать этого конкретного человека: откуда он пришел, какие у него способности, какой у него характер — все это важно для определения его пути в жизни и действий в конкретной ситуации. Разумеется, не всегда можно сразу найти такого раввина, но стоит искать. И, если есть поблизости раввин, который может оказаться подходящим наставником, следует попытаться установить с ним связь: представиться, задавать вопросы о Торе и о жизни и т. п.

А если нет возможности установить связь с таким раввином, который Вам подходит, мишна, согласно объяснениям комментаторов, учит: «СДЕЛАЙ себе наставника» — даже из человека, который, на первый взгляд, не подходит на эту роль: он не старше или не мудрее. Ибо никто, даже самый большой мудрец, не может полностью полагаться на собственное суждение, и каждому необходимо советоваться с другими. Лучше, конечно, с теми, кто умнее его самого. Но, если таких нет, то и с любым человеком: тот может взглянуть под другим углом, предложить свежую идею. Как сказано в другой мишне Пиркей Авот (4:1): «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека».

За какие деньги покупать друга? Ну, скажем, за миллион долларов. Я тут знаю одного — он за полцены согласится! А если серьезно, то, конечно, речь идет не о «покупке» «за деньги», а о том, что ради обретения друга надо быть готовым идти на жертвы — тратить драгоценное время, силы — и деньги тоже, если надо.

Следующее объяснение дает Рабейну Йона: часто для обретения — и сохранения — дружбы необходимо уметь жертвовать даже не деньгами, но другой весьма важной для нас ценностью: свободой высказывать свое мнение. Ведь сколько людей ссорится, например, из-за политических или других жизненных разногласий. Человеку естественным образом хочется высказать свое мнение и доказать всем вокруг свою правоту — а у друга найти поддержку. Но все люди разные, и даже у близкого человека может оказаться совсем иное мнение по данному вопросу. И если каждый будет заводить разговор с друзьями на волнующие его спорные темы, то очень скоро все рассорятся со всеми. Очень трудно, почти невозможно, найти такого друга, который согласится с тобой абсолютно во всем и с которым будет полное взаимопонимание. Чаще найдешь у одного друга понимание и поддержку в одной области, у другого — помощь в другой сфере и т. д.

Поэтому, если друг нам дорог и мы не хотим с ним ссориться, стоит избегать вопросов и тем, которые могут вбить между нами клин. Даже если нам очень хочется высказаться, мы воздержимся и такой ценой «купим» друга.

«И отдаляйся от зла». Вообще-то в этой мишне последние слова другие: «Суди всякого с лучшей стороны». Возможно, Вы имели в виду следующую мишну: «Отдались от дурного соседа, не связывайся с нечестивцем»? Понятно, что в первом случае речь идет именно о соседе: если он нечестивый, от него можно научиться плохому (дурной пример заразителен), попасть под его влияние, а затем и подвергнуться наказанию вместе с ним. Поэтому лучше от него отдалиться. «Не связывайся с нечестивцем» — высказывание в том же духе, только сначала мишна говорит о том, кто живет поблизости — является соседом, — и советует нам отдалиться. А затем мишна говорит о том, кто находится далеко — и советует не сближаться и не связываться (Тосафот Йом Тов).

Или же Вы имели в виду стих Тэилим (34:15): «Отдались от зла и делай добро». Здесь речь о том, что надо в целом отдаляться от нарушений запретов Торы и стремиться к выполнению ее предписаний.

Что касается поездок в троллейбусе, в целом религиозному еврею следует минимизировать нахождение среди людей, одетых не в соответствии с правилами скромности, и полностью избегать физического контакта с любой женщиной, не являющейся ближайшей родственницей. Но, в то же время, конечно, не всегда можно избежать поездок в набитом битком транспорте, не у всех есть деньги на такси и т.д. И в ситуации, когда нет выбора, надо просто стараться не смотреть на нескромно одетых женщин и по возможности избегать прикосновений.

С уважением, Меир Мучник


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Тема дня

Глава Ръэ

Тематический обзор, посвященный недельной главе Ръэ.
Моше продолжает наставлять и напутствовать еврейский народ незадолго до свой смерти. В этой главе содержится 54 четыре заповеди, многие из них связаны с проживанием в Земле Израиля. Читать дальше