Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какова в точности мера беззакония по Торе?

Темы: Потомство, Награда, Наказание, Грех, Праведник, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Добрый день! Квод ха-Рав, есть ли у мудрецов четкий ответ на вопрос, какова мера беззакония по Торе? Ведь и хорошее, и плохое, что получал Еврейский народ, было от Всевышнего, благословен Он. А у Б-га суд всегда справедливый! Из книги Берешит видно, что мера беззакония существует (15, 16): «Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина Эморийца». И еще вот, что для меня странно: в моем понимании, к примеру, Царь Хизкияху, который был праведником, должен был править намного дольше Царя Менаше, который правил Иехудой (Иудеей) аж 55 лет. Может ли быть такое, что Б-г позволил Менаше дополнить эту чашу беззакония, как в случае с Амореями? С уважением, Евгений

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Евгений!

Прежде всего, не уверен, что правильно называть описываемый Вами феномен «беззаконием». Если под этим Вы понимаете ситуацию, когда человек согрешил, но еще не получил наказания, то «законность» в чистом виде просто невозможна.

Ведь если за каждый грех человек будет немедленно наказан Б-гом, то, во-первых, у него не будет свободы выбора. Он будет выполнять заповеди не потому, что так решил и захотел служить Б-гу, а «под дулом пистолета». А за такое служение, разумеется, невозможно получить награду. Поэтому необходима свобода выбора — то есть чувство, что невыполнение воли Б-га не повлечет за собой немедленного наказания и этот путь, в принципе, открыт. Только тогда можно получить награду за выбор иного пути.

А во-вторых, известно изречение мудрецов (Кидушин 39 б), что настоящая награда за выполнение заповеди на этом свете невозможна. Ибо этот материальный мир слишком ограничен, чтобы дать ту награду, которая на самом деле за это причитается. Только в будущем мире, духовном и безграничном, можно обрести должную меру блаженства. Аналогично, истинное наказание за грехи невозможно в этом мире, оно должно быть духовным, на том свете. А на этом свете, согласно Торе, Б-г вполне может дать нечестивцу хорошую жизнь, чтобы так наградить его за те немногие заповеди, что он выполнил, а потом, на том свете, наказать по полной программе (см. Раши на Дварим 7:10). Таким образом, нечестивец вполне может прожить долгую и приятную жизнь, и это вовсе не является «беззаконием» — тут все по справедливости.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что нечестивый царь Менаше правил дольше, чем праведный Хизкияу. Более того, в книге «Диврэй а-Йамим II» (гл. 33) сказано, что Менаше при жизни раскаялся, так что тут вообще вопросов нет. В то же время, о царе Хизкияу написано, что, хотя он действительно был большим праведником, тем не менее, за одну оплошность ему полагалась смерть от болезни и только благодаря особому раскаянию и молитве его жизнь была продлена. Ибо Б-г судит великих праведников строже, чем обычных людей. Поэтому то, что прощается обычным людям, для праведника может оказаться смертельным. Но в Будущем мире он получит заслуженную награду полностью, так что и здесь «беззакония» нет.

А что касается «наполнения чаши» грехов эмореев, то здесь обсуждается несколько другой вопрос. Б-г сказал Аврааму: «А четвертое поколение вернется сюда [в Землю Израиля], ибо не полна вина эмореев до тех пор». Согласно Раши речь идет о третьем поколении еврейского народа, которое придет сюда после Исхода. Но согласно Рамбану имеется в виду третье поколение эмореев — при нем «чаша наполнится» и эмореи заслужат уничтожение, тогда евреям будет дано завоевать Землю Израиля.

И в «четвертом поколении» это произойдет потому, что в Торе сказано (Шмот 20:5): «Я Б-г, поминающий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня».

Простой смысл этого стиха: Б-г может наказать за грех предка потомков до третьего или четвертого поколения. (А в следующем стихе сказано, что Б-г «делает милость тысячным поколениям любящих» Его. То есть, Он наградит за исполненные предком заповеди потомков до тысячного поколения. Отсюда мудрецы делают вывод, что милосердие Б-га проявляется сильнее, чем Его строгость). Мудрецы спрашивают: почему дети должны отвечать за грехи отцов? И отвечают: речь идет о детях, которые продолжают совершать те же грехи, что и отцы. Тогда их наказывают и за собственные грехи, и за грехи отцов. Но и это, вроде бы, не совсем справедливо. А также остается вопрос: ведь даже сам грешник истинное наказание получает на том свете?!

Поэтому смысл здесь, скорее, другой. Бывает, что человек — или целый народ — настолько погряз в грехах, что духовно он уже «неизлечим» и нет надежды, что в жизни он совершит что-то хорошее. У такого человека нет права оставаться на этом свете, ибо смысл жизни — возможность, делая правильный выбор, творить добро и совершенствовать себя и мир. А этот человек уже настолько опустился, что не в состоянии сделать правильный выбор. Когда наступает такое состояние?

Об этом Тора говорит: даже если человек — почти безнадежный нечестивец, Б-г может продолжить терпеть его существование, потому что у него еще может родиться праведный сын. В то же время, поскольку грех оказывает негативное воздействие на душу человека, этот душевный изъян может передаться по наследству. Поэтому, если сын совершает те же грехи, это не только плохо повлияет на его душу, но и увеличит тот изъян, который его душа получила «по наследству», и он опустится еще ниже. И если так будет продолжаться до четвертого поколения, то душа опустится настолько, что уже не останется надежды, что в этом роду родится праведник. Поэтому дальше Б-г уже не терпит существования грешного рода и пресекает его.

Таким образом, речь идет не о наказании за грехи, тем более, за грехи предков, а о лишении права на жизнь человека, чье духовное состояние достигло уровня «неизлечимости» — совместными — его и предков — усилиями. Если же в этой цепочке один из потомков будет праведным, то душа потомка четвертого поколения не успеет опуститься на безнадежный уровень, а после четвертого поколения на нее уже не будут воздействовать грехи, совершенные первым грешником в цепочке. (А заповеди, выполненные предком, продолжают оказывать влияние на душу потомков до тысячного поколения).

Поэтому эмореи, хотя и были грешны, могли существовать до четвертого поколения — только тогда их духовное состояние стало безнадежным и их дальнейшее существование потеряло смысл.

Наконец, к Вашему вопросу о точной мере в этом «наполнении чаши». Ор а-Хаим (Шмот 20:5) поясняет, что точного числа поколений нет, и так толкует упомянутый стих: Б-г поминает «вину отцов сыновьям», а иногда не поминает, а терпит «до третьего», а иногда «и четвертого поколения». После того, как душа опускалась четыре поколения подряд, она настолько пала, что в любом случае безнадежна. Но бывает, что она достигает такого состояния и раньше. Зависит от того, какие именно грехи были совершены и как они повлияли на душу, а это знает один лишь Б-г.

Наконец, Рамбан (там же) высказывает предположение, что этот принцип — наказание детей за грехи отцов — действует только в отношении греха идолопоклонства, особо тяжелого, о котором идет речь в этом стихе. В отношении же других грехов действует принцип: дети не несут ответственность за грехи отцов — в любой форме.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше