Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему жители Иерусалима не протестовали против строительства мечети на месте Храма?

Темы: Ислам, Галут, Храм, Разрушение Храма, Стена Плача, Рав Яков Гельфман, Рим

Отложить Отложено

Добрый день! Прошу вас растолковать. Почему еврейские жители обратно не построили себе Храм, именно в период с момента падения Второго Храма и до начала воздвижения мечети Купола Скалы? Причем стоит отметить, что этот период длился несколько веков. Здесь у меня как бы своеобразный исторический провал в моих исторических взглядах и недопонимание. Даже при строительстве Купола Скалы, ведь граждане Иерусалима могли бастовать и выражать волю против строительства мечети на данном месте. С другой стороны, если строили мечеть, то значит, для самих же граждан Иерусалима! Как так вышло, что граждане Иерусалима стали мусульманами???

Отвечает рав Яков Гельфман

Здравствуйте!

Как известно, почти две тысячи лет назад Храм был разрушен римскими завоевателями под руководством Тита. Еврейское население было уничтожено, продано в рабство или изгнано и рассеяно. Святой город Иерусалим через несколько лет был перепахан и на его месте построили город римского типа Элия Капитолина, остатки которого мы можем видеть по сей день неподалеку от Стены Плача. Восстание Бар-Кохбы, вспыхнувшее через какое-то время, было жестоко подавлено все теми же римлянами с огромнейшими жертвами со стороны и без того растерзанного еврейского народа. Большинство еврейского населения с тех пор и на долгие века сосредоточилось в Вавилоне, где и был составлен позже знаменитый Вавилонский Талмуд. В Земле Израиля еще оставались великие мудрецы и еврейская жизнь продолжалась около трехсот лет, но евреи постоянно подвергались всяческим гонениям и опасностям, и постепенно еврейская жизнь там пришла в полный упадок. После этого в течение многих столетий еврейское население Эрец-Исраэль было крайне малочисленным и не имело никакой силы.

В этот период стало укрепляться христианство, а за ним ислам, которые стали претендовать на Святую Землю, что привело, в свою очередь, к бесчисленным войнам между властителями разных держав. Земля Израиля не раз переходила из рук в руки, а святой город Иерусалим вновь и вновь подвергался разрушению. Понятно, что во время всех этих перипетий евреи во всех христианских и мусульманских странах были притесняемым меньшинством, а в Земле Израиля они находились «между молотом и наковальней», и ни о каком Храме не могло быть и речи. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. В период правления мусульман на Храмовой Горе была построена мечеть Аль Акса (см. ниже).

С 1516 по 1917 год Эрец-Исраэль находилась под властью Османской империи. В это время евреи жили здесь относительно спокойно и еврейское население немного увеличилось. И вот тут, на заре правления турок, происходит удивительная история, связанная с Храмом и с (не следует смешивать) Куполом Скалы. Мне трудно сказать, насколько все детали этой истории достоверны, поэтому пересказываю, как читал сам. Как говорится, за что купил, за то и продаю.

Один турецкий султан, благоволивший к евреям, заметил, что какие-то жители Иерусалима постоянно приходят и выбрасывают мусор напротив его резиденции, портя ему вид из окна. Послав слуг выяснить, в чем дело, он узнал, что это духовные наследники римлян, разрушивших Храм, забрасывают мусором его развалины. Султан решил разгрести гору мусора, и его глазам открылась знаменитая западная стена Храма, Стена Плача во всем своем величии. Та самая Стена, о которой поклялся Владыка миров, что она никогда не будет разрушена. Султан решил больше разузнать о Храме, который стоял на этом месте, и, впечатленный услышанным решил… построить Храм. Для этого он позвал несколько раввинов и предложил им свое содействие в деле строительства. Раввины попросили время на размышление и, посоветовавшись, решили отказаться. Они опасались, что, поскольку евреи не имеют настоящей независимости, султан будет вмешиваться в храмовую службу, считая себя выше авторитетов Торы. И даже если этот султан — достойнейший правитель, нельзя полагаться на тех, кто придет после него. Султан, несколько разочарованный, решил всё же претворить свою мечту в жизнь и построил на месте Храма всем известную мечеть с золотым куполом.

А мы продолжаем ждать прихода Машиаха, когда весь еврейский народ соберется в Земле Израиля и будет построен Третий Храм, да произойдет это в наши дни!

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Мекка и Медина. Ислам и иудаизм

С. Бернфельд

Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

А разве есть для евреев проблема отмечать Рождество?

Рав Яков Шуб

Что вообще отмечается 25 декабря?


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ