Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Американцы» были убеждены, что я нищая, потому что израильтянка…

Темы: Успех, Зависть, Америка, Заработок, Меир Мучник, Материальные блага

Отложить Отложено

Здравствуйте. Мы очень любим путешествовать и поэтому один-два раза в год летаем за границу. И каждый раз возникает одна и та же ситуация: при встрече с русскоязычными евреями из «эмигрантских» стран, таких, как США, Канада и Германия, я слышу негативные слова про Израиль. «В Израиле война! Эконом. кризис! Маленькие зарплаты и большие налоги!» И т.д. Я уже не говорю об отношении к Традиции. Особенно неприятно, когда я слышу подобное от друзей детства. Так я перестала общаться с подругой с первого класса. Много лет назад я была у нее в гостях в США. Я была не замужем, но много работала, жила с мамой в нашей (!) квартире. Все поездки оплачивала сама. И вот, сразу после долгожданной встречи в аэропорту начались нападки со стороны ее мужа: «А тебя в какой магазин отвести, в дорогой или дешевый? А у израильтян есть свои счета в банках? А кредитные карты?» И т.д. Когда выяснилось, что у меня есть возможность платить за себя в ресторане, покупать в магазинах качественные вещи, ездить на экскурсии… Это вызвало возмущение. «Американцы» были убеждены, что я нищая, потому что израильтянка. И считаю себя неудачницей, потому что не живу в Америке. Речь идет о программистах с постоянным заработком, поэтому подобного рода зависть по отношению ко мне была непонятна. Возникает вопрос: как правильно реагировать? Заранее спасибо. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте еще раз, N.!

Если в описанных Вами случаях люди действительно возмущались Вашим успехом, то да, есть такой, довольно своеобразный тип зависти. Зависть бывает двух типов: 1) «Простая», всем известная: по идее, мы должны быть равны, но у него больше, чем у меня, и это несправедливо! 2) По идее, мы не должны быть равны, и у меня должно быть больше, чем у него, но на практике у него не меньше — и это тоже несправедливо! Например, я много трудился и жертвовал, чтобы чего-то добиться: знаний, материального процветания и т.п., долго и упорно шел к успеху. А он столько не трудился и не жертвовал, и вдруг в силу обстоятельств, везения и т.п. легко и быстро взлетел на тот же уровень. Деньги на него «свалились», или осенила гениальная идея и т.п. И даже если он оказался не выше меня, а только сравнялся со мной, все равно несправедливо: зачем же я так старался и мучился, если другой добился тех же результатов без этих жертв? Человеку, который много трудился и жертвовал, хочется думать, что иного пути к успеху нет и поэтому все его жертвы были необходимы. Иначе появляется ужасное чувство, что они были напрасны. (Или можно сказать, что все-таки это тот же первый тип зависти: по идее, мы должны быть равны в возможностях: кто трудится и жертвует, тот добивается успеха, а кто не трудится и не жертвует, тот не добивается. А на практике другому вдруг везет больше, он добивается того же успеха с большей легкостью).

Или проще: человек не любит быть хуже других, а по возможности любит быть и лучше. И если он думал, что по каким-то причинам ему должно быть лучше других, а оказывается, что другим не хуже, это вызывает разочарование.

В Вашем случае мы имеем дело с одной из вариаций такой зависти. Здесь речь не о том, что кому-то больше везло: и Вы, и Ваши друзья добились успеха своим трудом и жертвами. Причем, жертвы были аналогичными — эмиграция, с известными сопровождающими ее испытаниями: отрыв от знакомой среды, адаптация к новому обществу, языку, менталитету и т.д. Но в то же время — разные пути. Эмиграция в разные страны. И каждому эмигранту хочется думать, что он сделал правильный выбор, не хуже других, а то и лучше, единственно правильный. Иначе зачем все жертвы и трудности? Поэтому они охотно верят распространенным негативным стереотипам или просто выдумкам о других «эмигрантских» странах.

Так, тем, кто эмигрировал на Запад, легко верится, что «в Израиле война!» Это обычный стереотип: ведь если об Израиле заходит речь в новостях, то обычно в связи с терактом или с войной с соседями. «А вот у нас мир», поэтому, как бы трудно нам ни было, это единственно возможный, правильный путь, ведь иначе просто опасно! Или: в Израиле «угроза религиозного засилья», что тоже упоминается в СМИ. «Экономический кризис»? Это уже более любопытная выдумка, ибо для такого восприятия нет оснований даже в новостях (как раз большой кризис Израиль выдержал лучше других). Но понятно, почему в это склонны верить те, кто эмигрировал на Запад: ведь туда они поехали потому, что именно Запад считается материально процветающим (хотя вовсе не всем везет). Вот и хочется думать, что только там и можно обрести материальное благополучие, поэтому все жертвы, принесенные на пути туда, не напрасны.

Ну, а американцы — это вообще особый случай. Америка в целом живет идеей «американской мечты», «страны возможностей». И по отношению ко всему миру считает себя «городом на холме», излучающим свет на весь мир и т.п. Очень мессианский менталитет, во многом схожий с менталитетом ранних коммунистов, которые подобным образом смотрели на СССР. Даже те, кто родился в Америке, так воспитаны, а уж те, кто туда эмигрирует, в особенности помешаны на таких мечтаниях и склонны видеть в ней «Землю Обетованную», уникальную во всем мире «страну возможностей». Все их жертвы и усилия были не напрасны, потому что они ехали в единственную в мире страну, где человек может собственными усилиями добиться успеха. В единственную теперь великую державу. В самую-самую-самую. И они теперь самые-самые-самые, какое счастье! Когда я еще учился в Англии и не было известно, что перемещусь в Израиль, один мой американский друг при встрече не преминул упомянуть, что «солнце зашло-таки над Британской империей». Ну, а к Израилю тем более такое снисходительное отношение, т.к. в новостях говорят, что Израиль постоянно полагается на политическую поддержку Америки и финансовую помощь тоже получает. Поэтому легко верить, что там все нищие, а мы — единственные в мире, добившиеся процветания и не напрасно принесли все жертвы.

И если Ваш успех действительно вызывает у этих людей зависть, то воистину сложно решить, как реагировать. К сожалению, не исключено, что и здесь Ваша интуиция сработала правильно, когда Вы просто перестали общаться с подругой, ибо иного пути может и не быть. Ведь если речь идет о зависти первого типа, когда Вы успешнее других, то это еще можно сгладить: не афишировать свой успех, стараться быть «как все», вести себя скромно, помогать другим и т.д. Но если Вам завидуют потому, что Вы на таком же уровне, а не хуже, то что же с ними делать? Притворяться бедными и несчастными, чтобы те люди чувствовали себя лучше? Конечно, нет, надо сохранять свое достоинство. И, как уже упоминал, Тора (Дварим 2:6-7) ясно говорит, что не следует изображать себя бедняками, чтобы не создавать впечатление, что Б-г плохо позаботился о Своих служителях. И если тех людей гложет то, что Вы не менее успешны, чем они, ничего не поделаешь, придется просто стараться не попадаться им на глаза и общаться с теми, кто способен адекватно воспринимать Вас такими, как Вы есть.

А тех, от кого слышите негативные замечания, не судите слишком строго, их чувства естественны. Ведь и от тех, кто приехал в Израиль, я иногда слышу подобного типа колкости в отношении тех, кто пошел другим путем. И, конечно, всех эмигрантов объединяет соблазн верить стереотипам и выдумкам о стране, из которой они уехали. Много слышу о том, какая все-таки Россия ужасная страна, какие ужасные «дороги и дураки», ужасная власть и т.п. А от тех, кто перебрался сюда из стран Запада, слышу о том, какое там, на Западе, господство материализма, и что только здесь, в Израиле, можно быть по-настоящему религиозным и духовным. Мол, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваемся здесь, правильно сделали, что уехали.

Конечно, хорошо, когда чувствуешь, что сделал правильный шаг и, переместившись, нашел свое место. Но тот, кто слишком много об этом кричит и принижает тех, кто поехал в другие страны или остался в прежней стране, вполне возможно, в душе испытывает неуверенность, правильный ли выбрал путь и оправданы ли все жертвы, которые принес. Поэтому он пытается доказать другим — а главное, через них, самому себе, — что его путь единственно правильный. Если же человек уверен в себе и в своем пути, он в состоянии признать, что и другие пути могут вести к успеху, у каждого своя роль. Он может гордиться своим путем, но в то же время с уважением относиться к исполнителям других ролей и радоваться их успеху.

Наконец, может быть, стоит еще раз проверить, на самом ли деле Вам завидуют, или может быть, просто по невежеству полагают, что в Израиле все так плохо, опасно, бедно и т.д. Людям свойственно верить в стереотипы и выдумки о странах и обществах, о которых они знают только понаслышке, из новостей и т.п. Не всем доводится много путешествовать и видеть факты своими глазами. А даже если доводится, то могут руководствоваться предвзятым мнением, «надеть черные очки» и везде видеть тьму, даже если на самом деле светло. Это тоже, бывает, раздражает, но, по крайней мере, тут еще можно просто объяснить людям происходящее. Если они спокойно принимают реальность и затем адекватно относятся к тому, что Вы можете себе позволить свой уровень жизни, значит, изначально они просто не знали. Но если и потом они возмущаются, то это действительно зависть и тут делать нечего.

В любом случае Вам не стоит слишком беспокоиться о том, что думают о Вас другие, будь то соседи или те, с кем встречаетесь в поездках. Если Вы честно заработали деньги и исполнили свои обязанности по отношению к обществу (отделили десятину, помогли другим, когда была возможность), то Вам не за что стыдиться и совесть у Вас чиста.

А то бывает, что у успешных людей рождается «комплекс вины», чувство, что их успех незаслуженный, и их начинает мучать совесть. И тогда может начать казаться, что и все остальные чувствуют, что ты «виноват», возмущаются и преследуют тебя за эту «вину». Ощущая на себе «грязь», человек думает, что и другим она видна. Стремясь отделаться от этого чувства, такой человек может наделать много неразумных поступков. Например, слишком много жертвовать ради общества, уже во вред себе, а если обладает властью, то и других успешных людей заставлять идти на такие жертвы, чтобы «искупить» свою «вину». Так, многие западные политики и общественные деятели клеймят Израиль за «расизм» и пытаются вынудить на чрезмерные и опасные уступки палестинцам потому, что их самих гложет вина за расизм и колониализм предков.

Одним словом, следует избегать крайностей. Не зазнаваться из-за успеха, но и не чувствовать себя виноватым, когда знаешь, что все сделал по совести. Честно работать, вносить свой вклад в общество, а потом с чистой совестью наслаждаться жизнью и не волноваться слишком много о том, что могут подумать другие.

Чего Вам и желаю.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Ам Исраэль хай 85. Американское еврейство двадцатых — Помощь другим евреям

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Желая быть принятыми и ассимилироваться в американском обществе, евреи считали, что в новом мире и иудаизм должен быть новым. Поэтому большинство американских евреев выбрало оставаться евреями, помогая другим евреям и всему еврейскому, как самостоятельные бизнесмены и благотворители.

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Синагога на улице Элдридж, Нью-Йорк

Разные авторы

Восточная сторона Нижнего Манхеттена — это место, вошедшее в историю города, как традиционное поселение европейский евреев. И даже несмотря на то, что сегодня еврейское население города расселяется по иному принципу, это место продолжает считаться территориальной основой общины. Что и понятно, так как с 1880 по 1924 год именно здесь проживало 75% от двух с половиной миллионов евреев, прибывших из европейских стран за эти годы. Возведенная в 1887 году, это первая крупная синагога, построенная восточно-европейскими евреями в Америке. О синагоге в Нью-Йорке наслышаны потомки евреев, бежавших в США из Украины, России и Польши. После погромов еврейских кварталов в Польше, России и Украине во время правления российского царя Александра III, евреи начали массово эмигрировать в Нью-Йорк и оседать в достаточно дружественном Нижнем Ист-Сайде. Почти 50 лет синагога была центром еврейской жизни и взамопомощи Нижнего Ист-Сайда, но в 1930-х общественность переместилась в Бруклин и синагога сильно обветшала. Но в 1980-х в рамках проекта восстановления её привели в порядок. Сейчас она фактически находится в Чайна Тауне. Внутри очень красивые витражи, мозаики и фрески. Изюминка синагоги — весьма впечатляющее цветное витражное стекло. Иногда кажется, что смотришь через иллюминатор в голубое небо, полное звёзд. В 2008 году журнал The New Yorker назвал синагогу в числе топ-10 архитектурных шедевров города.

Молитва о нахождении достойного жилища

Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше