Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Американцы» были убеждены, что я нищая, потому что израильтянка…

Темы: Успех, Зависть, Америка, Заработок, Меир Мучник, Материальные блага

Отложить Отложено

Здравствуйте. Мы очень любим путешествовать и поэтому один-два раза в год летаем за границу. И каждый раз возникает одна и та же ситуация: при встрече с русскоязычными евреями из «эмигрантских» стран, таких, как США, Канада и Германия, я слышу негативные слова про Израиль. «В Израиле война! Эконом. кризис! Маленькие зарплаты и большие налоги!» И т.д. Я уже не говорю об отношении к Традиции. Особенно неприятно, когда я слышу подобное от друзей детства. Так я перестала общаться с подругой с первого класса. Много лет назад я была у нее в гостях в США. Я была не замужем, но много работала, жила с мамой в нашей (!) квартире. Все поездки оплачивала сама. И вот, сразу после долгожданной встречи в аэропорту начались нападки со стороны ее мужа: «А тебя в какой магазин отвести, в дорогой или дешевый? А у израильтян есть свои счета в банках? А кредитные карты?» И т.д. Когда выяснилось, что у меня есть возможность платить за себя в ресторане, покупать в магазинах качественные вещи, ездить на экскурсии… Это вызвало возмущение. «Американцы» были убеждены, что я нищая, потому что израильтянка. И считаю себя неудачницей, потому что не живу в Америке. Речь идет о программистах с постоянным заработком, поэтому подобного рода зависть по отношению ко мне была непонятна. Возникает вопрос: как правильно реагировать? Заранее спасибо. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте еще раз, N.!

Если в описанных Вами случаях люди действительно возмущались Вашим успехом, то да, есть такой, довольно своеобразный тип зависти. Зависть бывает двух типов: 1) «Простая», всем известная: по идее, мы должны быть равны, но у него больше, чем у меня, и это несправедливо! 2) По идее, мы не должны быть равны, и у меня должно быть больше, чем у него, но на практике у него не меньше — и это тоже несправедливо! Например, я много трудился и жертвовал, чтобы чего-то добиться: знаний, материального процветания и т.п., долго и упорно шел к успеху. А он столько не трудился и не жертвовал, и вдруг в силу обстоятельств, везения и т.п. легко и быстро взлетел на тот же уровень. Деньги на него «свалились», или осенила гениальная идея и т.п. И даже если он оказался не выше меня, а только сравнялся со мной, все равно несправедливо: зачем же я так старался и мучился, если другой добился тех же результатов без этих жертв? Человеку, который много трудился и жертвовал, хочется думать, что иного пути к успеху нет и поэтому все его жертвы были необходимы. Иначе появляется ужасное чувство, что они были напрасны. (Или можно сказать, что все-таки это тот же первый тип зависти: по идее, мы должны быть равны в возможностях: кто трудится и жертвует, тот добивается успеха, а кто не трудится и не жертвует, тот не добивается. А на практике другому вдруг везет больше, он добивается того же успеха с большей легкостью).

Или проще: человек не любит быть хуже других, а по возможности любит быть и лучше. И если он думал, что по каким-то причинам ему должно быть лучше других, а оказывается, что другим не хуже, это вызывает разочарование.

В Вашем случае мы имеем дело с одной из вариаций такой зависти. Здесь речь не о том, что кому-то больше везло: и Вы, и Ваши друзья добились успеха своим трудом и жертвами. Причем, жертвы были аналогичными — эмиграция, с известными сопровождающими ее испытаниями: отрыв от знакомой среды, адаптация к новому обществу, языку, менталитету и т.д. Но в то же время — разные пути. Эмиграция в разные страны. И каждому эмигранту хочется думать, что он сделал правильный выбор, не хуже других, а то и лучше, единственно правильный. Иначе зачем все жертвы и трудности? Поэтому они охотно верят распространенным негативным стереотипам или просто выдумкам о других «эмигрантских» странах.

Так, тем, кто эмигрировал на Запад, легко верится, что «в Израиле война!» Это обычный стереотип: ведь если об Израиле заходит речь в новостях, то обычно в связи с терактом или с войной с соседями. «А вот у нас мир», поэтому, как бы трудно нам ни было, это единственно возможный, правильный путь, ведь иначе просто опасно! Или: в Израиле «угроза религиозного засилья», что тоже упоминается в СМИ. «Экономический кризис»? Это уже более любопытная выдумка, ибо для такого восприятия нет оснований даже в новостях (как раз большой кризис Израиль выдержал лучше других). Но понятно, почему в это склонны верить те, кто эмигрировал на Запад: ведь туда они поехали потому, что именно Запад считается материально процветающим (хотя вовсе не всем везет). Вот и хочется думать, что только там и можно обрести материальное благополучие, поэтому все жертвы, принесенные на пути туда, не напрасны.

Ну, а американцы — это вообще особый случай. Америка в целом живет идеей «американской мечты», «страны возможностей». И по отношению ко всему миру считает себя «городом на холме», излучающим свет на весь мир и т.п. Очень мессианский менталитет, во многом схожий с менталитетом ранних коммунистов, которые подобным образом смотрели на СССР. Даже те, кто родился в Америке, так воспитаны, а уж те, кто туда эмигрирует, в особенности помешаны на таких мечтаниях и склонны видеть в ней «Землю Обетованную», уникальную во всем мире «страну возможностей». Все их жертвы и усилия были не напрасны, потому что они ехали в единственную в мире страну, где человек может собственными усилиями добиться успеха. В единственную теперь великую державу. В самую-самую-самую. И они теперь самые-самые-самые, какое счастье! Когда я еще учился в Англии и не было известно, что перемещусь в Израиль, один мой американский друг при встрече не преминул упомянуть, что «солнце зашло-таки над Британской империей». Ну, а к Израилю тем более такое снисходительное отношение, т.к. в новостях говорят, что Израиль постоянно полагается на политическую поддержку Америки и финансовую помощь тоже получает. Поэтому легко верить, что там все нищие, а мы — единственные в мире, добившиеся процветания и не напрасно принесли все жертвы.

И если Ваш успех действительно вызывает у этих людей зависть, то воистину сложно решить, как реагировать. К сожалению, не исключено, что и здесь Ваша интуиция сработала правильно, когда Вы просто перестали общаться с подругой, ибо иного пути может и не быть. Ведь если речь идет о зависти первого типа, когда Вы успешнее других, то это еще можно сгладить: не афишировать свой успех, стараться быть «как все», вести себя скромно, помогать другим и т.д. Но если Вам завидуют потому, что Вы на таком же уровне, а не хуже, то что же с ними делать? Притворяться бедными и несчастными, чтобы те люди чувствовали себя лучше? Конечно, нет, надо сохранять свое достоинство. И, как уже упоминал, Тора (Дварим 2:6-7) ясно говорит, что не следует изображать себя бедняками, чтобы не создавать впечатление, что Б-г плохо позаботился о Своих служителях. И если тех людей гложет то, что Вы не менее успешны, чем они, ничего не поделаешь, придется просто стараться не попадаться им на глаза и общаться с теми, кто способен адекватно воспринимать Вас такими, как Вы есть.

А тех, от кого слышите негативные замечания, не судите слишком строго, их чувства естественны. Ведь и от тех, кто приехал в Израиль, я иногда слышу подобного типа колкости в отношении тех, кто пошел другим путем. И, конечно, всех эмигрантов объединяет соблазн верить стереотипам и выдумкам о стране, из которой они уехали. Много слышу о том, какая все-таки Россия ужасная страна, какие ужасные «дороги и дураки», ужасная власть и т.п. А от тех, кто перебрался сюда из стран Запада, слышу о том, какое там, на Западе, господство материализма, и что только здесь, в Израиле, можно быть по-настоящему религиозным и духовным. Мол, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваемся здесь, правильно сделали, что уехали.

Конечно, хорошо, когда чувствуешь, что сделал правильный шаг и, переместившись, нашел свое место. Но тот, кто слишком много об этом кричит и принижает тех, кто поехал в другие страны или остался в прежней стране, вполне возможно, в душе испытывает неуверенность, правильный ли выбрал путь и оправданы ли все жертвы, которые принес. Поэтому он пытается доказать другим — а главное, через них, самому себе, — что его путь единственно правильный. Если же человек уверен в себе и в своем пути, он в состоянии признать, что и другие пути могут вести к успеху, у каждого своя роль. Он может гордиться своим путем, но в то же время с уважением относиться к исполнителям других ролей и радоваться их успеху.

Наконец, может быть, стоит еще раз проверить, на самом ли деле Вам завидуют, или может быть, просто по невежеству полагают, что в Израиле все так плохо, опасно, бедно и т.д. Людям свойственно верить в стереотипы и выдумки о странах и обществах, о которых они знают только понаслышке, из новостей и т.п. Не всем доводится много путешествовать и видеть факты своими глазами. А даже если доводится, то могут руководствоваться предвзятым мнением, «надеть черные очки» и везде видеть тьму, даже если на самом деле светло. Это тоже, бывает, раздражает, но, по крайней мере, тут еще можно просто объяснить людям происходящее. Если они спокойно принимают реальность и затем адекватно относятся к тому, что Вы можете себе позволить свой уровень жизни, значит, изначально они просто не знали. Но если и потом они возмущаются, то это действительно зависть и тут делать нечего.

В любом случае Вам не стоит слишком беспокоиться о том, что думают о Вас другие, будь то соседи или те, с кем встречаетесь в поездках. Если Вы честно заработали деньги и исполнили свои обязанности по отношению к обществу (отделили десятину, помогли другим, когда была возможность), то Вам не за что стыдиться и совесть у Вас чиста.

А то бывает, что у успешных людей рождается «комплекс вины», чувство, что их успех незаслуженный, и их начинает мучать совесть. И тогда может начать казаться, что и все остальные чувствуют, что ты «виноват», возмущаются и преследуют тебя за эту «вину». Ощущая на себе «грязь», человек думает, что и другим она видна. Стремясь отделаться от этого чувства, такой человек может наделать много неразумных поступков. Например, слишком много жертвовать ради общества, уже во вред себе, а если обладает властью, то и других успешных людей заставлять идти на такие жертвы, чтобы «искупить» свою «вину». Так, многие западные политики и общественные деятели клеймят Израиль за «расизм» и пытаются вынудить на чрезмерные и опасные уступки палестинцам потому, что их самих гложет вина за расизм и колониализм предков.

Одним словом, следует избегать крайностей. Не зазнаваться из-за успеха, но и не чувствовать себя виноватым, когда знаешь, что все сделал по совести. Честно работать, вносить свой вклад в общество, а потом с чистой совестью наслаждаться жизнью и не волноваться слишком много о том, что могут подумать другие.

Чего Вам и желаю.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Ам Исраэль хай 85. Американское еврейство двадцатых — Помощь другим евреям

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Желая быть принятыми и ассимилироваться в американском обществе, евреи считали, что в новом мире и иудаизм должен быть новым. Поэтому большинство американских евреев выбрало оставаться евреями, помогая другим евреям и всему еврейскому, как самостоятельные бизнесмены и благотворители.

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Синагога на улице Элдридж, Нью-Йорк

Разные авторы

Восточная сторона Нижнего Манхеттена — это место, вошедшее в историю города, как традиционное поселение европейский евреев. И даже несмотря на то, что сегодня еврейское население города расселяется по иному принципу, это место продолжает считаться территориальной основой общины. Что и понятно, так как с 1880 по 1924 год именно здесь проживало 75% от двух с половиной миллионов евреев, прибывших из европейских стран за эти годы. Возведенная в 1887 году, это первая крупная синагога, построенная восточно-европейскими евреями в Америке. О синагоге в Нью-Йорке наслышаны потомки евреев, бежавших в США из Украины, России и Польши. После погромов еврейских кварталов в Польше, России и Украине во время правления российского царя Александра III, евреи начали массово эмигрировать в Нью-Йорк и оседать в достаточно дружественном Нижнем Ист-Сайде. Почти 50 лет синагога была центром еврейской жизни и взамопомощи Нижнего Ист-Сайда, но в 1930-х общественность переместилась в Бруклин и синагога сильно обветшала. Но в 1980-х в рамках проекта восстановления её привели в порядок. Сейчас она фактически находится в Чайна Тауне. Внутри очень красивые витражи, мозаики и фрески. Изюминка синагоги — весьма впечатляющее цветное витражное стекло. Иногда кажется, что смотришь через иллюминатор в голубое небо, полное звёзд. В 2008 году журнал The New Yorker назвал синагогу в числе топ-10 архитектурных шедевров города.

Авраам Коен

Тель Авив сверху. Азриэли


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше