Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я недавно закончил университет и столкнулся с проблемой поиска работы...

Темы: Иштадлут, Провидение, Предназначение, Работа, Рав Меир Мучник, Материальные блага

Отложить Отложено

Здравствуйте! Я недавно закончил университет (экономический факультет) и, как большинство выпускников, столкнулся с проблемой поиска работы. Во время учебы планировал, что поиск долго не продлится и перспективная высокооплачиваемая должность не заставит долго ждать. (Должен сказать, подобный взгляд на поиск работы присущ многим студентам). Так сейчас, лично у меня, возникло несколько проблем: во-первых, я не могу определиться, чем именно хочу заниматься, и поэтому на низкооплачиваемых не доставляющих удовольствия должностях долго не задерживался (имею опыт работы в США с хорошей зарплатой, поэтому наши зарплаты меня не мотивируют — это что касается денежной мотивации). Во-вторых, меня постоянно мучает мысль, будто весь труд напрасен и нет смысла работать, так как всё проходит, как говорил царь Шломо, и весь наш труд когда-нибудь превратится в прах, особенно труд бессмысленный, не приносящий духовной пользы человеку. Вопрос: как такому выпускнику, как я, найти себя? Работать на нелюбимой работе и увядать духовно ради физического выживания? Максим

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Максим!

Прежде всего, прекрасно Вас понимаю: мне тоже очень трудно заставить себя заниматься делом, которое не люблю и в котором не ощущаю цели и пользы. Действительно, от такой работы легко увянуть духовно, даже если в данной ситуации нет иного способа физического выживания.

Я бы даже сказал больше. Согласно одному из объяснений мудрецов, тяжесть египетского рабства была в том, что мужчин заставляли заниматься женской работой, а женщин — мужской. Ведь в чем различие между рабством и работой? — в обоих случаях приходится работать! А вот какая: работа — это когда занимаешься своим делом, развиваешь свой потенциал. А рабство — когда приходится заниматься не своим делом, а свой истинный потенциал зажимать. Конечно, буквально сравнивать нашу жизнь с рабством той эпохи некорректно, но все же…

С другой стороны, Вы, кажется, и сами осознаете: ожидания студентов, вступающих в жизнь, их надежды сразу высоко взлететь — это все-таки наивно и по-детски. Реальная жизнь обычно устроена иначе. Начинать приходится на скромном уровне и лишь постепенно подниматься. И в духовном плане, кстати, тоже: нельзя одним махом стать праведником и святым человеком. Нужно честно определить свой уровень и повышать его шаг за шагом. Те же евреи, освободившись из Египта, были в духовном плане еще не готовы к получению Торы — перед этим им было необходимо пройти достаточно длительную подготовку. Этот процесс занял сорок девять дней, ибо каждый день они поднимались на один духовный уровень. Несмотря на свою великую силу, прыгнуть сразу на самый верх они не могли. Подъем должен был занять время и силы.

Более того, хотя рабство ненавистно и от него надо избавляться, похоже, что изначально через него все-таки надо пройти! Иначе, если Б-г так любит еврейский народ, зачем Он вообще допустил его порабощение? Теперь мы постоянно благодарим Его за освобождение, но ведь если бы Он не дал египтянам нас поработить, не было бы и необходимости освобождать!

А дело в том, что, если бы мы не прошли через рабство, мы не ценили бы свободу. Этот принцип усвоен всем миром: «от страдания к радости». Хорошее ценишь, только если его изначально не хватало. Иначе воспринимаешь как должное и даже не замечаешь, что оно есть. И — не используешь по максимуму. Только проработав столько времени из-под палки, занимаясь нелюбимым делом и мечтая о другом, ценишь потом свободу заняться именно тем, что любишь, и с энтузиазмом принимаешься за дело.

Также, если процесс роста занял время, то, когда достигаешь высот, уже обладаешь жизненным опытом и более взрослым и спокойным отношением к жизни. Это может быть полезным, поскольку высокое положение чревато своими опасностями и соблазнами, там надо уметь рулить.

Поэтому, даже если Вы видите, кто кому-то удалось быстро взлететь, не спешите завидовать: молодому человеку может недоставать опыта полета на таких высотах, он может по-детски отнестись к своему успеху, опьянеть, и тогда его полет быстро кончится катастрофой.

Но, конечно, бесконечно терпеть рабство тоже невозможно. Оно необходимо в начале, но потом все-таки надо освободиться. Что же делать?

То, что и делали евреи в Египте — отчаянно молиться Б-гу, чтобы освободил.

Но не просто освободил. Как Вы верно заметили, важно также найти себя. Иначе, если человек сам не знает, чем хочет заниматься, зачем ему свобода? Он не будет знать, куда податься, у него не будет ориентиров, так он скорее сойдет с пути и погибнет. Такая «свобода» вовсе не лучше рабства — уж лучше иметь установленный кем-то другим ориентир и заниматься хоть каким-то делом.

Кто поможет найти себя? Тот же Б-г, Который поэтому освобождает человека от рабства не когда угодно и не на каких угодно условиях, а с определенной целью и в определенное время, подходящее для выполнения этой цели. Как евреев из Египта Б-г освободил не просто так — мол, свободны, гуляйте на все четыре стороны, а с условием и целью — пойдете под Моим руководством к горе Синай и начнете изучать Тору и служить Мне. И не сразу вывел, а только когда закончилось время изгнания, которое было им необходимо, и они были готовы к новому пути. Ибо только тогда освобождение стало для них полезным.

Вот и каждого человека Б-г освобождает из его личного рабства тогда, когда человек готов к новому пути. Тогда Б-г его укажет — и откроет выход к нему.

В эпоху египетского рабства Б-г указал путь через Своего пророка Моше и проторил этот путь открытыми чудесами. В наше время — не так открыто, но у Б-га в распоряжении много средств. Так, если у человека явно проявляется талант к какой-то полезной деятельности, то это и есть указание Б-га идти по этому пути. «Сам Б-г велел». Если не так явно, то Б-г чаще указывает путь посредством скрытых чудес, маскируя Свое руководство под то, что люди обычно называют «жизнью». Откуда угодно могут появиться новые предложения, открыться новые возможности, «жизнь» может «сложиться» как угодно.

Но, пока не «сложилась», надо терпеливо ждать и усердно молиться. Продолжать пока что заниматься нелюбимым делом в рабстве, но не терять надежду на освобождение и отчаянно молиться Б-гу об избавлении от ненавистного ига и о помощи в поисках себя. Чтобы указал подходящий путь, предоставил ту возможность, которую ощутишь своим реальным шансом.

Ну и, конечно, следить за ситуацией и высматривать, не появился ли уже по Воле Б-га этот шанс — ведь он может быть не сразу очевиден и важно его не упустить. А то ведь евреи в Египте, даже изнывая от рабства, вовсе не все захотели выйти, когда им сообщили, что это и есть их шанс. Как, в пустыню?! И это правильный путь? Здесь, в Египте, нас по крайней мере кормят, цивилизация тут… Так что надо молиться Б-гу и о том, чтобы помог не упустить возможность и правильно понять Его сигнал об освобождении и направлении.

Это в том, что касается занятия нелюбимым делом и нахождения себя.

Теперь по поводу Вашего беспокойства о том, что «все пройдет». Если Вы имеете в виду, что только духовные достижения человек возьмет с собой из этого мира в Будущий, а результат любого недуховного труда в конечном итоге не вечен, это означает лишь то, что не надо делать из физического мира самоцель и всерьез строить его на века. Если этого хочешь достичь, то зря стараешься, он не вечен.

Но не потому, что на самом деле он совершенно никчемен и бессмыслен. Если бы он таким был, Б-г его не создал бы и на время! Зачем Он трудился и создавал его, если он не стоит чьих-либо усилий? Б-г Свое время даром не тратит!

Так что смысл все-таки есть — именно в том, чтобы физический мир существовал временно. Для того, чтобы в нем находился временно живущий на этом свете человек. Главная цель человека — духовность, но, тем не менее, он живет в физическом теле, которое надо постоянно поддерживать. Как говорят мудрецы (Поучения Отцов 3:17), «если нет мукИ, нет и Торы». А то, может быть, и врач должен чувствовать, что зря лечит человека и продлевает ему жизнь — все равно тот в конце концов умрет! Или любой профессионал, или просто человек, который спасает жизни людям — все равно эти жизни не вечные! Да, физическое тело не вечно, но каждая секунда его существования на земле — это шанс сделать какое-то добро, исполнить Волю Б-га и таким образом дать вечность душе. Поэтому даже физическое поддержание жизни человека служит вечной цели.

И не только обеспечение собственно пищи (ведь и животное ест), но и в целом разных приятных для человека вещей, или просто удобных. Ибо они могут облегчить духовному человеку жизнь, улучшить настроение и тем самым помочь еще лучше продвигаться в духовности. Или они могут привести духовного человека к ощущению, как велик Б-г, Создавший такой прекрасный мир. О том, что Его нужно благодарить и любить, и таким образом подняться еще на одну ступень духовности. Поэтому человек, который принимает участие в обустройстве мира и благодаря которому мир становится более удобным и красивым, тоже вносит определенный вклад в вечную духовность. Не такой прямой, но не ничтожный. Главное — все делать с правильными намерениями.

Так, Талмуд (Авода Зара 2а) говорит, что в конце истории римляне (это понятие включает и современную Западную цивилизацию) попытаются заявить, что им тоже полагается награда: они построили рынки, проложили дороги, создали богатый и процветающий мир — и все для того, чтобы евреи могли заниматься Торой! На это Б-г ответит: «Глупцы, все это вы сделали для себя!» Мудрецы отмечают: Б-г не скажет, что они лжецы, что на самом деле рынки и дороги не помогают евреям заниматься Торой. Конечно, помогают! Но римляне глупцы потому, что, делая это для самих себя, думали, что создают это для своей вечной жизни. Нет, ни они, ни их экономика не вечны. Но, если бы они были умнее и действительно строили все это ради поддержания изучения Торы, тогда действительно заслужили бы награду за вклад в вечную духовность.

Помимо созидания в материальном мире в целом ради духовной жизни, можно и более непосредственно спонсировать духовную деятельность конкретных людей (которая сама по себе часто в финансовом плане не прибыльна). Именно в этом заключалось партнерство колен Иссахара и Звулуна, которое описывает Тора. Люди из колена Звулуна занимались торговлей и спонсировали изучение Торы коленом Иссахара. Ученые получали средства к существованию, а торговцы — заслуги за меценатство, ибо без этого не было бы духовности ученых.

Но более того — внимание: торговцы не только получали награду за духовность мудрецов. Сами результаты их физического труда, которые они поставляли духовным людям, превращались в духовные! Когда праведный человек употребляет физическую пищу с правильными намерениями — чтобы она помогла ему продолжить жить и продвигаться в духовном, — то она сама освящается и становится духовной. Ведь и тело человека само по себе не вечно, но, если он духовен, то и тело освящается, поскольку служит «сосудом» для вечной души. Так же освящается и пища, которая становится строительным материалом этого тела. И не только сама пища, но и все результаты физического труда, использованные для поддержания духовности, — все они сами становятся священными и духовными.

Наконец, какой бы деятельностью ни занимался человек, будь он торговец или кто угодно, никто не мешает ему самому изучать Тору и продвигаться в духовности по мере возможностей, на досуге, в пути и т.п.; для важного дела всегда можно выкроить время.

Остается пожелать, чтобы Б-г помог Вам найти себя и послал работу, соответствующую Вашему предназначению. А Вы, в свою очередь, не упустите шанса. А также, что бы Вы ни делали, заботьтесь о том, чтобы намерения были правильными. Если сами занимаетесь духовным трудом, успехов Вам. А если и не духовным, то делайте этом с намерением улучшить этот мир, чтобы он послужил благоприятной средой для тех, кто стремится к духовности, и тогда результаты Вашего труда тоже превратятся из физических в духовные и вечные.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше