Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Жизненные трудности часто вгоняют меня в уныние...

Темы: Испытания, Предназначение, Смысл жизни, Гнев, Исправление качеств, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Я замечаю, что многие жизненные трудности часто вгоняют меня в уныние. Хотя я и понимаю своим разумом, что невозможно жить без трудностей, что всегда на жизненном пути будут возникать вещи, которых хотелось бы избежать, но сделать это невозможно в силу тех или иных обстоятельств. Но можно изменить своё отношение к ним и не делать себе зря нервы. Но проблема в том, что, понимая это, я не могу перестроить себя, и в голове снова и снова появляются мысли типа: «Это они виноваты» и «Вот если бы не это, то все было бы отлично». Как пример, сейчас ко мне в дом приехали бабушка и дедушка. Дедушка из-за болезни находится не в своём уме. Они создают мне некоторые трудности (они рано встают, дедушке постоянно нужно внимание, и если бабушка куда-то отошла, то он начинает громко ее звать). Я быстро раздражаюсь в их присутствии. В связи с этим у меня появляются мысли, что, если бы не они, то я мог бы спокойно отдыхать дома, быть более независимым, тратил бы меньше времени и нервов и мог бы более плодотворно готовиться к предстоящим мероприятиям. Все это вводит меня в тоску, мне кажется, что я упускаю много возможностей. Порой мне даже кажется, что я нахожусь не у себя дома. В общем, я чувствую себя не в своей тарелке. Всё это не лучшим образом сказывается на моих деловых контактах с людьми. Уважаемые раввины, скажите, как следует относиться к трудностям в жизни? Как правильно закалять свой характер, чтобы настрой стал менее восприимчивым к окружающим раздражителям? И, пожалуйста, скажите, каким образом мне следует действовать конкретно в описанной выше ситуации, чтобы сохранить душевное спокойствие и позитивный настрой? Прошу прощения, если мой вопрос оказался слишком сумбурным. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Ваш вопрос вовсе не сумбурный, а вполне понятный, как и Ваши ощущения. Действительно, жизнь полна всевозможных раздражителей и помех, постоянно приходится иметь дело с трудными ситуациями и трудными людьми, без которых, кажется, все было бы быстрее и проще.

Что делать? Как говорят мудрецы, «вопрос мудрого — уже половина ответа»: Вы сами правильно определили направление. Тут одно из двух: либо искать способы изменить ситуацию, либо — если это невозможно, как часто бывает, — изменить свое отношение к ней.

Конечно, легче сказать, чем сделать. Но само осознание того, что раздражение — не всегда самый мудрый подход, — уже большое достижение. А то ведь многие люди раздражаются и кричат на других потому, что умеют смотреть на жизнь только со своей точки зрения и искренне считают, что все должно выстраиваться в соответствии с их курсом. Таким людям очень трудно меняться, потому что они даже не подозревают, что в их позиции что-то не так. Один мой знакомый перестал постоянно раздражаться только после того, как от него ушла жена, что повергло его в шок. По ее словам, она долго старалась как-то улучшить ситуацию, но все те, с кем она советовалась, сказали: он не изменится, пока не получит этот шок, ничего не поделаешь. Так что, если человек сам осознает, что не все в жизни будет выстраиваться в соответствии с его планами, и что надо найти способ меньше раздражаться, это уже достижение, и так можно уберечь себя от многих бед.

Как изменить ситуацию? Можно постараться самому не находиться там и тогда, где и когда будут раздражители. Так, лично мне тоже трудно сосредоточенно работать дома из-за помех, в этом я с Вами солидарен, поэтому предпочитаю уезжать. Но иногда семья во мне нуждается и приходится оставаться и находить приемлемый баланс между работой и семьей. Тут часто зависит от ситуации, и надо «играть на слух» и руководствоваться здравым смыслом. Иногда можно найти дома тихий уголок и/или попросить семью тревожить не каждую минуту, а только по важным вопросам. (Тогда придется согласовывать определение «важности»). Провести какую-то черту. Это может помочь избежать определенной доли раздражающих ситуаций, как разметка на дороге разграничивает потоки автомобилей и помогает избежать большой доли столкновений. Но и тут надо быть гибким и не надеяться слишком сильно, что люди всегда будут соблюдать правила. А то, если на дороге кто-то подрезал или выехал на встречную полосу, не будешь же его таранить, чтобы «проучить» — так сам себя тоже «проучишь». Можно вежливо напоминать, да и то не каждый раз. А иногда, если ситуация того требует, надо просто дать другим ехать по твоей полосе и потерпеть, особенно если это временно и видишь свет в конце тоннеля: тогда легче быть спокойным по поводу будущего. Бывает, что на дороге производится ремонт и ее временно сужают — это ограничивает свободу движения, но можно потерпеть. Если же это всерьез и надолго, то, возможно, надо искать другие решения.

И в Вашей ситуации с дедушкой и бабушкой тоже так: зависит, надолго ли они приехали, в какой мере на Вас легла обязанность о них заботиться, обязаны ли Вы оставаться с ними дома, можете ли найти тихий уголок и т.д. А может быть, надо просто потерпеть.

И в том, что касается идеи изменить отношение к ситуации, позвольте поделиться секретом: трудности и помехи на самом деле не только неизбежны, но и необходимы. Ибо жизнь подобна бегу с препятствиями. Представьте себе спортсмена, который бежит и думает: ну что же это такое, опять барьер, когда же они кончатся, проклятые?! Вот тогда смогу расправить крылья и так полететь! Да, барьеры, в конце концов, кончатся. Только тогда кончится и трасса. Потом можно бегать и летать, сколько угодно, да никакого смысла уже не будет и никаких медалей. Трасса — она сейчас, с этими самыми барьерами, и именно за то, что при прохождении преодолеваешь их, получаешь свою награду.

Так определяет Рамхаль саму цель человеческой жизни. Б-г хотел бы сразу одарить человека всеми благами. Но человеку будет неудобно наслаждаться ими, если они не заработаны. Поэтому Б-г создал этот мир, живя в котором, человек сможет выполнить свою миссию, преодолевая препятствия. Так он заработает награду, которой сможет насладиться уже в безграничном будущем мире. Тогда становится понятно: если бы можно было просто лететь по жизни без барьеров и наслаждаться «ветерком», ее не было бы смысла создавать. Именно в преодолении барьеров заключается ее смысл.

И не волнуйтесь, что многие барьеры преодолели не совсем чисто: во-первых, все остальные бегут так же, идеальных пробегов тут нет. А во-вторых, тут вообще нет соревнования между людьми: у каждого своя трасса, со своими уникальными барьерами, которые Б-г создал специально для него, в соответствии с количеством и типом его сил. Так что соревнуется он только сам с собой, пытаясь достичь максимального результата, на который способен. Красота, среди бегущих первых нет и отстающих! Эта песня Высоцкого на самом деле про наш бег по жизни. И даже если кажется, что «гвинеец Сэм Брук обошел меня на круг», скорее всего это иллюзия: у него, наверное, другого типа трасса, другого типа барьеры, и, если поговорить с ним, вполне может оказаться, что он не менее зол на свою жизнь и ее трудности. Так оно со многими известными и, казалось бы, весьма успешными людьми: при ближайшем рассмотрении оказывается, что их жизнь полна и помех, и разочарований. Мы видим их успех, но сами они часто замахивались выше, и это лишь часть того, что мечтали достигнуть.

Вспомним того же Высоцкого: как труден был его путь, причем в его случае многие барьеры были совершенно непреодолимы и приходилось идти весьма тернистым путем. Другим представителям советской творческой интеллигенции чаще удавалось преодолеть эти барьеры, но с большим трудом, с ушибами и переломами. Многое вырезала цензура, часть произведений вообще оказывалась «на полке». И они, конечно, люто ненавидели эту проклятую Советскую власть, и мечтали об исчезновении всех этих барьеров: вот тогда они полетят!

Но вот что интересно. Теперь-то мы знаем: такое время действительно пришло. Рухнула Советская власть, и барьеры вместе с ней. Поехали!

Ну и куда приехали? Создали ли шедевры искусства, рядом с которыми поблекло то, что было создано в советской «шарашке» со всеми раздражителями? Что было бы с Высоцким, проверить невозможно, он не дожил. Но возьмем, например, поэта Юрия Энтина. На его счету такие песни, как «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Чунга-Чанга», песни из «Буратино» и «Бременских музыкантов» и многие другие, на музыку Шаинского и других известных композиторов. Когда все они были созданы? Еще тогда, при всех советских барьерах, которые и ему доставляли немало головной боли. А какие были созданы после? Трудно назвать. В одном из постсоветских интервью он поведал, что «за последние восемь лет написал больше песен, чем за всю предыдущую жизнь», и с увлечением рассказал о новой серии «Бременских музыкантов», которую озвучивали большие звезды. Но здесь последовал вопрос журналиста: «Судя по набору персонажей, этот проект должен был стать хитом сезона. Почему же о нем так мало слышно?» На что Энтин ответил: «Я бы сам хотел знать. Когда появлялись мои песни “Антошка”, “Чунга-чанга” и другие, их тут же все пели. А за последние 20 лет никто не поет ни одной песни из современных фильмов или мультфильмов».

В чем же дело? Рухнули ненавистные барьеры, и спортсмен, освободившись, уже набегал больше кругов, чем за всю предыдущую жизнь. Почему же такие плачевные результаты? Может быть, потому, что вместе с барьерами кончилась и трасса? После этого, как сказано, сколько ни бегай, никаких тебе медалей…

А если возвратимся к Высоцкому, то вообще очевидно, что все его творчество было возможно именно в той жизни, ибо о ней оно и было. И если бы он жил в другое время или в другом месте, то он… просто не был бы тем же Высоцким! Он мог им быть только тогда и там, со всеми трудностями, другого не было дано. И Шостакович мог написать «Ленинградскую симфонию» только тогда и там. Соблазнительно думать, что, если бы не сталинизм, при котором он жил, у него было бы больше свободы и больше достижений. Но легко сообразить, что, если бы не было Гитлера и Сталина, не было бы «Ленинградской симфонии». Если бы он жил в другом месте или в другое время, он не был бы Шостаковичем.

И некоторые это поняли и назвали данный феномен «вопрекизмом». Как, например, Вениамин Смехов, который признал: «Может быть, правы те, кто говорит, что у нас что-то получается хорошо потому, что нас держат за горло». Или Леонид Броневой: «Я считаю, сегодня снижение уровня объясняется тем, что искусство, как ни странно, не может быть полностью свободным. Должно быть сопротивление, сопротивление, которое ты должен преодолевать. В прошлом, преодолевая сопротивление машины государственной, выходили изумительные фильмы, писались изумительной красоты песни, на прекрасные тексты. А сегодня ты свободен, ты можешь писать роман из сплошного мата, предположим. Ну, почитаешь страничку, а на второй подумаешь — да ну тебя».

А иногда одни барьеры кончаются, но им на смену приходят другие, которые вообще невозможно преодолеть теми методами, с помощью которых все-таки как-то преодолевали предыдущие. И становится ясно, что началась другая трасса, для вообще другого типа бега. А предыдущими усилиями достигли того, чего достигли тогда, и теперь к тем достижениям уже не прибавишь. Это можно проиллюстрировать ответом того же Юрия Энтина на вопрос, когда же было легче себя проявить, при Советской власти или после: «Раньше продюсером было государство, пусть строгое, пусть с худсоветами, а теперь все решают деньги и больше ничего». Казалось бы, первое препятствие — более сковывающее и раздражающее. Но его, как оказалось, еще можно было каким-то образом преодолеть и создать тот тип искусства. А второе, вроде бы, не ограничивает твою свободу, и даже не ожидаешь, что оно станет проблемой. Но на практике из-за него вообще не создашь произведения искусства прежнего типа. Получается, теперь настало время другого искусства, а время первого прошло…

Вот какой получился вдруг пример, пусть и не из еврейской жизни. Но жизнью всего мира управляет Б-г по принципам, установленным в Торе. И в еврейской жизни, конечно, царят те же принципы. Много было великих раввинов, и в нашем обществе тоже чувствуют, что раввины предыдущих поколений были более великими. Но жизнь их тоже была гораздо более трудной, полной лишений и препятствий. Известно, что пережил еврейский народ во время войны. Да и довоенная жизнь в Европе была нелегкой, и жизнь в Израиле после войны тоже. И раввины достигли своего величия вопреки всему этому. В нынешних ешивах и общинах условия куда более вольготные, чем прежде, все гораздо более доступно, но таких же великих раввинов почему-то уже нет.

И в жизни обычных людей так же. У меня в жизни тоже были подобные примеры. Например, не так давно мечтал отделаться от менее приятной и увлекательной работы, чтобы сосредоточиться на том, чем был увлечен. Но, когда действительно отделался, появлялись другие дела, из-за которых вообще не смог двигаться дальше со своим увлечением, даже с той небольшой скоростью, с какой двигался раньше. И остались у меня в этой области лишь те достижения, которых добился в то, казалось бы, трудное время, «вопреки».

Разумеется, все это не значит, что надо объявлять период Советской власти или, тем более, Вторую мировую войну райским временем и просить себе подобных условий. Все-таки жизнь отличается от спорта тем, что на ее трудности и испытания не следует напрашиваться. Потому что только Б-г знает наши истинные силы, и Он решает, с какими испытаниями мы справимся, а с какими нет; преодолевая какие, вырастем, а преодолевая какие, — сломаем себе ногу, а то и шею.

Но это значит, что к тем испытаниям и трудностям, с которыми мы сталкиваемся на практике, надо относиться не как к досадным помехам, а как к барьерам на трассе, которую Б-г проложил специально для нас, здесь и сейчас. Не думать, что, если бы не было этих препятствий, все бы шло, как по маслу, и ждать, когда же кончатся. Нет, эти барьеры — неотъемлемая часть самой трасы. Кончатся одни — появятся другие, быть может, еще более высокие и труднопреодолимые. И то дело, которое сейчас трудно, но выполнимо, окажется вообще невыполнимым. Его время — именно сейчас.

Если есть возможность, можно стараться обходить помехи: может быть, данная часть трассы — слалом, где нужно искусно маневрировать. Но если нет возможности, то даже умному придется пойти в гору, такова его трасса. Но чем больших усилий стоит подъем, тем больше потом награда («Поучения отцов» 5:23).

Кроме того, с горы тому, кто на нее с трудом забрался, может раскрыться потрясающий вид. Он может обрести жизненный опыт, который его обогатит и который он иначе не получил бы. У него будет право судить о ситуациях, о которых другие говорить не могут, потому что не были в них. Война ужасна, но потом ветераны чувствуют, что их жизнь была особенной и насыщенной по сравнению с жизнью тех, кто «не нюхал пороха». Не надо рваться на войну, но если нет выбора и приходится воевать, то такой настрой может помочь.

Не знаю, сумел ли я Вам помочь в Вашей конкретной ситуации: даже опытному «спортсмену» бывает трудно понять другого и дать ему правильный совет, ибо в этой жизни трассы у всех разные и не всегда можно судить об одной трассе на основании знакомства с другой. Не знаю, справился бы я с той ситуацией, в которой оказались Вы. Но теми идеями, которые у меня по этому поводу были, поделился, и надеюсь, что хоть чем-то они помогут.

Желаю Вам успешно пройти всю трассу жизни, с честью преодолеть все ее барьеры и раздражители и извлечь из всего этого обогащающий опыт!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский