Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должным образом проявленная щедрость весьма похвальна: ею человек достигает многих достоинств в этом мире и в мире будущем, как сказано: «Дар человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Мишлей 18; 16).»Пути праведников. Щедрость

Мы нашли коробку печенья, которая простояла на шкафу весь Песах…

Темы: Песах, Хамец, Рав Яков Шуб, Битуль хамец

Отложить Отложено

Случилось что-то ужасное. Вчера мы нашли на шкафу коробку печенья, которую еще до Песаха спрятали, чтобы сделать сюрприз детям, и забыли про нее. Получается, что коробка простояла там весь Песах. Что нам теперь делать?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде, чем ответить непосредственно на Ваш вопрос, давайте рассмотрим некоторые базовые понятия запрета квасного (хамец).

Запрет квасного в Песах — максимально суровый. Запрещено не только есть, но и использовать его любым другим способом. Кроме того, Тора обязала нас уничтожить хамец, находящийся в нашем владении, — так, чтобы его вообще не было видно в доме.

Поэтому перед Песахом мы обязаны произвести «отмену», «аннулирование» квасного — битуль хамец. Что это такое? Аннулирование — это бесповоротное решение о полном отказе от квасного, приравнивающее его к обычной пыли. Тот, кто принимает такое решение, заявляет, что отныне в его владении вообще нет квасного, а если оно случайно и осталось, то представляет собой просто пыль, не приносящую никакой пользы.

Как было сказано, человек, мысленно «отменивший» весь принадлежащий ему хамец и приравнявший его к пыли, которая никому не принадлежит, считается выполнившим повеление об уничтожении хамеца. И с этого момента он не нарушает запреты «да не будет видно» («и да не будет видно у тебя квасного…» Шмот 13, 7) и «да не находится» («Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших…» Шмот 12, 19) — даже если хамец все-таки физически находится в его доме.

Однако, кроме аннулирования квасного, мудрецы установили проверку — бдикат хамец, — чтобы убедиться в том, что в доме действительно не осталось квасного.

На то существуют две причины. Первая: что аннулирование хамеца, сознательный отказ от него производится мысленно, а не физически. Оно должно носить абсолютный характер, характер абсолютного отказа. Однако разные люди мыслят по-разному и можно предположить, что некоторые из них отнесутся к мысленному аннулированию без достаточной серьезности или их отказ от хамеца не будет абсолютным. Поэтому мудрецы и постановили, что мысленное аннулирование не будет признаваться действенным до тех пор, пока хамец не устранен физически.

Другая причина: в течение всего года мы непрерывно пользуемся квасным и привыкаем к нему; в силу привычки мы можем забыть о запрете и воспользоваться «отмененным» квасным, если физически оно будет находиться в дни Песаха в нашем доме. Поэтому мы обязаны тщательнейшим образом искать хамец во всех своих владениях и ликвидировать его физически до момента, когда его запрещено будет есть.

Поэтому тот, кто выполнил повеление Торы об «отмене» квасного и постановление мудрецов о бдикат хамец, не считается нарушителем Закона, даже если случайно в его владении остался хамец, о котором он забыл.

Однако, несмотря на это, пользоваться таким квасным запрещено. Мудрецы опасались, что человек захочет оставить такой хамец в своем владении и после Песаха и будет утверждать, что аннулировал его (Мишна Брура 448:25).

Но если Вы до Песаха совершили продажу хамеца у раввина, то дело обстоит иначе. Стандартный договор о продаже включает в себя пункт о том, что продается ВЕСЬ хамец, находящейся во владении человека, даже если хозяин забыл о нем. Получается, что и Ваше печенье было продано нееврею. Соответственно, после Песаха его разрешено есть.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре