Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Должным образом проявленная щедрость весьма похвальна: ею человек достигает многих достоинств в этом мире и в мире будущем, как сказано: «Дар человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Мишлей 18; 16).»Пути праведников. Щедрость

Если квасное — такое дурное и бездуховное, почему мы его употребляем весь год?

Темы: Песах, Еврейский календарь, Маца, Хамец, Исправление качеств, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

После изучения ответов и материалов по теме хамец на вашем сайте остаётся несколько вопросов. Один из них такой: почему же нам можно употреблять хамец весь год? Много написано про дурное начало, пустоту и бездуховность хамеца и про прелести мацы и всего, что она символизирует. Тем не менее, маца нам положена только 7 дней в году… В чем же польза хамеца? Спасибо!

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете хороший вопрос. Действительно, как может один и тот же предмет быть ужасно вредным и строго запрещенным в течение одной недели, а в остальное время — вполне приемлемым?

Еврейский календарь — это не просто последовательность различных праздников, а цикл, в котором каждый из праздников представляет вполне определенный этап. По словам мудрецов, этот цикл соответствует годовому природному циклу, временам года, ибо созданный Б-гом физический мир отражает духовный: «Б-г смотрел в Тору и творил мир».

А годовой цикл жизни природы и человека, как известно, соответствует суточному: весна — время пробуждения от зимней «спячки», лето — трудовой «день», осень — завершение трудового сезона, сбор урожая, подведение итогов, «вечернее» замедление жизненной активности. Годовой цикл соответствует и циклу жизни в целом: весна — рождение и молодость, а осень — замедление активности к концу жизни.

Таким образом, получается, что Песах — это праздник весны и молодости. Пробуждение от зимней «спячки» и начало трудового дня. Рождение и начало жизненного пути. Поэтому именно в эти дни был исход из Египта: еврейский народ «родился» и отправился в путь.

А теперь посмотрим, каким именно образом хамец символизирует дурное начало.

Хамец — это тесто, которое после контакта с водой оставили на определенное время, ничего с ним не делая, и оно стало квасным. То есть хамец — это результат отсутствия быстрого и энергичного действия, неоправданное его откладывание. Слово хамец связано со словом леахмиц — «прозевать», «упустить [возможность]». А дурное начало — это та черта человеческого характера, которая препятствует исполнению заповедей: лень и склонность откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Как известно, после откладывания результат часто бывает уже не тем. Поэтому хамец и символизирует дурное начало: он является результатом подобного промедления и задержки необходимого действия. Тора (Шмот 12:17) повелевает не задерживать выпечку мацы (мацот), чтобы тесто не превратилось в хамец. По словам мудрецов, тот же стих можно трактовать и как повеление не задерживать исполнение заповедей (мицвот): «Если представилась тебе возможность исполнить заповедь, не откладывай ее, а исполни сразу».

Но когда в особенности промедление «смерти подобно» — и в то же время чрезвычайно соблазнительно?

В самом начале трудового цикла. Утром, когда надо встать с постели и выйти из дома на работу. Именно тогда постель кажется раем, а весь окружающий ее мир — сущим адом. Не хочу-у-у!!! Ну, может быть, еще через пять минут! Не торопите, дайте встать медленно, постепенно, до последнего наслаждаясь каждым мигом пребывания каждой части тела в постели!

Так можно проспать все утро, а там будет потерян и весь трудовой день: если начнем его поздно, уже не будет той свежести и того диапазона действия. Поэтому необходимо преодолеть свою лень, совершить рывок и встать вовремя, быстро и решительно.

А также — быстро позавтракать и отправиться на работу, не пытаясь на этом этапе расслабиться в удобном кресле и насладиться домашним уютом. Иначе тоже можно задержаться на весь день и потратить его зря. Утро — время спешки, не обязательно приятной физически, но необходимой и полезной.

Вот чему подобен хамец: мягкой и приятнейшей постели. Домашнему уюту. Месту, где можно расслабиться и насладиться покоем, как следует отдохнуть и набраться сил.

Вреден ли уют и отдых вообще? Нет, на других этапах жизненного цикла он может быть даже полезен. Человек не может постоянно работать, ему нужен и отдых. Ночью необходимо идти спать в ту самую постель. (Тогда почему-то как раз не хочется!) Уже к вечеру, завершив трудовой день, можно и расслабиться в кресле. А многие люди и посреди дня ненадолго идут спать, чтобы обновить силы. Да и на любом этапе дня вполне можно пользоваться разными удобствами, которые делают жизнь более приятной, не мешая выполнению необходимой работы.

Интересно, что главная заповедь осеннего праздника Суккот — «вечернего» завершения цикла — сидеть в сукке. Даже если человек просто сидит в ней семь дней и ничего не делает — расслабляется в кресле, спит в постели — он исполняет заповедь! Это «вечером».

Но утром уют постели и кресла не просто вреден, а «смерти подобен»! Ибо представляет собой не удобство, облегчающее жизнь, и не отдых в середине жизни, а задержку начала самой жизни. Такая задержка и попытка насладиться материальными удобствами перед тем, как отправиться в путь, может уничтожить весь трудовой день, весь жизненный цикл. Задержался ненадолго — и поезд ушел. Еврейский народ, «родившись», в спешке ушел из Египта, а человек прозевал и остался, упустил свой шанс.

Поэтому так строго запрещен в самом начале годового цикла хамец, символизирующий такую задержку. Надо решительно отвергнуть домашний уют, встать и выйти на работу. Как еврейский народ отверг Египет с его материальными удобствами и быстро вышел в путь по пустыне, неуютной, но предвещающей получение Торы и обретение духовного совершенства.

В самой пустыне во время этой работы над духовностью евреи получили от Б-га много воистину чудесных благ: ман, который менял вкус в соответствии с предпочтениями людей, облака Славы, которые и защищали их, и обновляли их одежду и т.п. Но это — уже в пути, в пустыне, «на работе». В поезде есть вагон-ресторан, и при необходимости можно там сесть и что-то съесть. Но, выходя из дома, задерживаться категорически нельзя, а то опоздаешь на поезд и вообще никуда не уедешь. Чтобы изначально успешно выйти в путь, надо решительно отвергнуть все материальные блага Египта и не дать тесту превратиться в хамец, символизирующий эти блага.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре