Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают»Раби Менахем-Мендель из Коцка

Праотцы не знали четырехбуквенного Имени Творца? Это же противоречит сказанному в Торе!

19 мая 2016 года, темы: Пятикнижие, Пророчество, Рав Эльяким Залкинд, Имя Творца

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые равы! Помогите, пожалуйста, разобраться. Пробовал найти подробный ответ на сайте, но так до конца и не понял. В Шмот 6:3 говорится, что Б-г впервые открылся с Четырехбуквенным Именем, с Которым не открывался ранее праотцам. Но из Берешит видно, что патриархи знали об этом Имени Б-га. Объясните, пожалуйста, что тут имеется в виду, когда говорится, что Б-г не открывался ранее с Четырехбуквенным Именем. Тода раба. В.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый В.,

Вот три ответа на Ваш вопрос (разъяснения комментаторов к упомянутому Вами стиху Шмот 6, 3: «Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Б-г Всемогущий, а именем Моим А-Шем — четырехбуквенное Имя — не открылся им»).

Одно из объяснений этих слов приводит Раши: «Не был Я знаком им (праотцам) проявлением качества Своей истинности, о котором сказано: Мое Имя — А-Шем, (что означает): Верный в исполнении Своих обещаний. Ведь Я обещал им (что унаследуют Землю Израиля), а (пока) не исполнил». То есть, хотя праотцы и знали это особое Имя Всевышнего, как следует из того, что в Торе оно упоминалось и раньше, в рассказах о праотцах, исполнения, проявления «сущности» этого Имени, раскрытия его в реальности — не видели. Теперь же для Моше и народа, выходящего из Египта, начнет раскрываться значение этого Имени.

Ибн-Эзра и Рамбан объясняют, что, хотя Всевышний открывался отцам Именами, означающими управление и власть над всеми силами мироздания, делал для них чудеса, изменяя небесные структуры, проводящие Его воздействие на мир, это не выходило за «видимые» рамки принятых Всевышним законов. Особым же Именем, означающим, что Он создает всё существующее и потому может сотворить какой угодно феномен, не подчиняющийся установленным законам, — Он не открывался праотцам. И о предстоящем раскрытии этого Имени в действии, в чудесах при выходе из Египта и даровании Торы, Всевышний известил Моше.

Третье объяснение также принадлежит Рамбану: хотя праотцам и было известно это особое Имя Творца, оно не открывалось им в пророческом постижении. Потому что их пророчество не достигало уровня пророчества Моше. Моше получал пророчество «лицом к лицу» (Шмот 33, 11), мудрецы назвали это его способностью видеть через «аспакларья меира» («незамутненное стекло»), воспринимать передаваемую информацию абсолютно точно. Только в таком пророчестве возможно полноценное постижение сути особого четырехбуквенного имени Всевышнего. Моше же Всевышний — А-Шем — раскрыл знание о Себе на этом уровне пророчества и на этом же уровне передал народу Израиля Тору, называемую Торат А-Шем.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Что такое пророчество?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.

Кто сейчас знает Имя Б-га?

Рав Бенцион Зильбер

Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?

Вот говорится, высший смысл — уподобиться Творцу. Но как воспринимать жестокость в Писании?..

Рав Эльяким Залкинд

Есть вещи в Писании, которые трудно понять...


В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего. Читать дальше