Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Праотцы не знали четырехбуквенного Имени Творца? Это же противоречит сказанному в Торе!

Темы: Пятикнижие, Пророчество, Рав Эльяким Залкинд, Имя Творца

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые равы! Помогите, пожалуйста, разобраться. Пробовал найти подробный ответ на сайте, но так до конца и не понял. В Шмот 6:3 говорится, что Б-г впервые открылся с Четырехбуквенным Именем, с Которым не открывался ранее праотцам. Но из Берешит видно, что патриархи знали об этом Имени Б-га. Объясните, пожалуйста, что тут имеется в виду, когда говорится, что Б-г не открывался ранее с Четырехбуквенным Именем. Тода раба. В.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый В.,

Вот три ответа на Ваш вопрос (разъяснения комментаторов к упомянутому Вами стиху Шмот 6, 3: «Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Б-г Всемогущий, а именем Моим А-Шем — четырехбуквенное Имя — не открылся им»).

Одно из объяснений этих слов приводит Раши: «Не был Я знаком им (праотцам) проявлением качества Своей истинности, о котором сказано: Мое Имя — А-Шем, (что означает): Верный в исполнении Своих обещаний. Ведь Я обещал им (что унаследуют Землю Израиля), а (пока) не исполнил». То есть, хотя праотцы и знали это особое Имя Всевышнего, как следует из того, что в Торе оно упоминалось и раньше, в рассказах о праотцах, исполнения, проявления «сущности» этого Имени, раскрытия его в реальности — не видели. Теперь же для Моше и народа, выходящего из Египта, начнет раскрываться значение этого Имени.

Ибн-Эзра и Рамбан объясняют, что, хотя Всевышний открывался отцам Именами, означающими управление и власть над всеми силами мироздания, делал для них чудеса, изменяя небесные структуры, проводящие Его воздействие на мир, это не выходило за «видимые» рамки принятых Всевышним законов. Особым же Именем, означающим, что Он создает всё существующее и потому может сотворить какой угодно феномен, не подчиняющийся установленным законам, — Он не открывался праотцам. И о предстоящем раскрытии этого Имени в действии, в чудесах при выходе из Египта и даровании Торы, Всевышний известил Моше.

Третье объяснение также принадлежит Рамбану: хотя праотцам и было известно это особое Имя Творца, оно не открывалось им в пророческом постижении. Потому что их пророчество не достигало уровня пророчества Моше. Моше получал пророчество «лицом к лицу» (Шмот 33, 11), мудрецы назвали это его способностью видеть через «аспакларья меира» («незамутненное стекло»), воспринимать передаваемую информацию абсолютно точно. Только в таком пророчестве возможно полноценное постижение сути особого четырехбуквенного имени Всевышнего. Моше же Всевышний — А-Шем — раскрыл знание о Себе на этом уровне пророчества и на этом же уровне передал народу Израиля Тору, называемую Торат А-Шем.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше