Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем более праведным был человек, тем меньшая его часть находится на Земле?

Темы: Исправление, Душа, Каббала, Переселение душ, Рав Даниэль Маршальский

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня просьба прояснить такой вопрос. Читала (также и на этом сайте), что в земную жизнь отправляется только та часть души человека, которая нуждается в исправлении. Т.е., чем более праведным был человек, тем меньшая часть его находится на Земле. Здесь, как бы в подтверждение этого, упоминалось, что, к примеру, дауны — это праведники, явившиеся для окончательного исправления. В другом же месте я прочитала, что физические недостатки человека обусловлены его душевными изъянами. И уже совсем непонятно, как можно быть на земле праведником, мудрецом и вообще человеком с наилучшими качествами, т.е. трудно представить все эти качества в человеке, находящемся здесь «частично». Ведь праведник скорее воспринимается как идеальный, т.е. «целый». Если можно, просьба хотя бы вкратце дать ответ, прежде чем перенаправить меня к длинному списку статей, как это, к сожалению, было сделано в ответе на мой предыдущий вопрос. Спасибо. Ника

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, Ника.

Понимаю, в какое замешательство могут привести утверждения, понятые таким образом.

Давайте для начала попробуем разобраться в самом вопросе.

В своем письме Вы предполагаете, что существует такое явление, как реинкарнация. Но с этим далеко не все согласны.

Многие еврейские мудрецы не принимают эту идею и полагают, что само понятие реинкарнации — не еврейское.

Рав Саадия Гаон в своей книге полностью отрицал существование такого явления, считал абсурдной саму идею и назвал людей, которые полагают реинкарнацию возможной, «подобными» евреям, т.е. не евреями (Эмунот вэ-Дэот 6).

Рамбам игнорировал эту идею вообще, не придавал ей никакого значения. Однако людям, знакомым с его трудами, абсолютно ясно, что Рамбам отрицал существование такого явления. Его сын, раби Авраам бен а-Рамбам, открыто выступал против идеи реинкарнации и считал её неуместной в еврейской Традиции.

Раби Йосеф Альбо также не хотел принимать идею реинкарнации и в своей книге доказывал её нелогичность (Сефер а-Икарим 4, 29).

Рабейну Хасдай Крескас пишет, что представление о реинкарнации нелогично и, только если ему докажут, что оно имеет корни в еврейской Традиции, он готов будет эту идею принять (Ор а-Шем 4, 7).

Идея о реинкарнации «продвигается» мудрецами Каббалы. Ей уделено большое внимание в книге Зоар. Рав Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Аризаль) отводит этой теме много места в своих трудах.

Раби Менахем Реканати пишет, что книга Иова полностью построена на идее реинкарнации.

Раби Леви бен-Хавив в своей книге ответов делит мудрецов на две группы. Первая группа — рационалисты, которые считают, что реинкарнация невозможна и это не еврейское понятие. Вторая группа — мудрецы Каббалы, которые утверждают, что реинкарнация, несмотря на свою «нелогичность», является неотъемлемой частью «скрытой» Торы (Ответы Ралбаха 8).

Итак, согласно мнению многих мудрецов, рассуждения о реинкарнации вообще не начинают. Но так как существуют мнения раввинов, полагающих вопрос о реинкарнации уместным в еврейском мировоззрении, Ваш вопрос легитимен и требует ответа.

Согласно Аризалю существует несколько причин, по которым душа проходит реинкарнацию. В основном, речь идет о душах тех праведников, которые по разным причинам не закончили свою миссию в течение жизни. Причиной может быть незначительный грех, который, с одной стороны, не так велик, чтобы за него полагалось наказание, но который, с другой стороны, следует исправить, иначе праведник не сможет в совершенстве наслаждаться близостью к Всевышнему в Будущем мире. Причиной реинкарнации может стать и то, что праведник не успел достаточно глубоко изучить определенные части Торы или не успел обнародовать свои идеи и комментарии к Торе. Есть различные причины, по которым праведник может не достичь совершенства в своей жизни, и ему как праведнику дают второй шанс. Бааль Шем Тов также усиленно внедрял идею реинкарнации в еврейское мировоззрение и объяснял с ее помощью многие несчастья, которые постигли наш народ в его время. Почему некоторые дети умирают в младенческом возрасте, праведники погибают мучительной смертью, целые общины проходят через страшные погромы? — Это можно объяснить с помощью идеи реинкарнации. Эти праведники (или младенцы) в прошлой жизни также были праведниками, поэтому получили второй шанс на исправление своих ошибок.

Но важно подчеркнуть: ребенок, появившийся на свет с синдромом Дауна, или другой несчастный человек, в котором, согласно Каббале, живет часть души праведника, в этой жизни праведником не является! Он своими страданиями исправляет ошибки «прошлой жизни», но он не праведник. Праведник — человек, который каждую минуту своей жизни делает правильный выбор. Он выбирает в каждом случае поступить так, как обязывает Тора. Своим постоянным, в каждый момент, противостоянием соблазну неверного выбора он превращает себя в праведника. Только тот, кто поборол этот соблазн, может называться праведником. А те несчастные — духовны, то есть не тянутся к соблазнам и материальности, у них нет дурных замыслов и порывов. Но они в этой жизни не боролись и не стояли перед выбором, поэтому не могут считаться праведниками.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский