Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в високосный год Пурим празднуется во втором Адаре?

Темы: Пурим, Машиах, Песах, Праздники, Мегилат Эстер, Месяц Адар, Рав Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте! Известно, что в этом году (високосный год), когда удваивается месяц Адар, Пурим отмечается во втором Адаре, а не в первом. На лекции я слышал, что мудрецы постановили так, чтобы «приблизить» избавление Пурима к избавлению Песаха (отмечаемого в следующем за Адаром месяце Нисане).

Мне не совсем понятна эта причина, почему так важно приблизить Пурим к Песаху, в чем связь между этими праздниками.

Заранее благодарю за ответ, Вадим

Отвечает рав Натан Агрес

Шалом, Вадим! Спасибо за интересный вопрос.

Спор мудрецов, в каком Адаре праздновать Пурим

На самом деле в Талмуде (трактат Мегила 6-б) приводятся два мнения, в каком из месяцев Адар следует праздновать Пурим. Согласно первому мнению, надо отмечать Пурим именно в первом Адаре, исходя из правила «не задерживаться с исполнением заповедей»[1]. Поэтому, как только наступил месяц Адар и пришло время, пригодное для исполнения заповедей Пурима, не следует медлить и оттягивать их до второго Адара.

Второе же мнение (которое и было принято в качество закона) гласит, что хотя, как правило, не стоит задерживаться с заповедями, тем не менее, если это делается ради самой же заповеди, чтобы исполнить ее наилучшим образом (то, что называется «мицва мин а-мувхар») — задержка разрешена. Поэтому в случае с Пуримом предпочтительней праздновать его во втором Адаре, примыкающем к месяцу Нисану и празднику Песах.

В свете этого еще больше обостряется Ваш вопрос: почему настолько важно приблизить Пурим к Песаху, до такой степени, что это отменяет обычное правило не оттягивать исполнение заповеди.

Два этапа в избавлении Пурима

Если хорошенько присмотреться к ходу пуримских событий и к тем датам, в которые они произошли, связь между Песахом и Пуримом прояснится сама собой!

Давайте вкратце припомним, как развивались события.

Аман хочет добиться «окончательного решения еврейского вопроса», для чего бросает особый жребий, чтобы выявить наиболее благоприятный день для воплощения своего плана.

«В первом месяце, он же месяц Нисан, в двенадцатый год правления царя Ахашвероша, бросил жребий перед Аманом со дня на день и с месяца на месяц двенадцатый, он же месяц Адар» (Эстер гл. 3). Имеется в виду, что жребий был брошен 13-го Нисана, и выпал на то же число месяца (13-е), на 12-й месяц года, месяц Адар. Далее (гл. 4) свиток повествует, что уже в тот же день (13-е Нисана) Аман получил согласие царя и разослал смертоносные письма во все концы державы.

Итак, между посланием писем и исполнением приговора разделяют целых одиннадцать месяцев.

Но Аману не было суждено дожить до этого времени — стремительное развитие событий неожиданным образом оборвало его карьеру. Это произошло всего лишь через три дня после отправки посланий!

Свиток Эстер рассказывает, что в день разглашения приговора (13-го Нисана) Мордехай пришел ко дворцу и передал Эстер повеление пойти к царю и молить его за спасение своего народа (хотя тот, кто приходит без приглашения, карается смертью). Со своей стороны, Эстер просит Мордехая собрать всех евреев Шушана и поститься в течение трех дней и ночей за успех ее миссии (только в заслугу этого праведница видит возможность предстать перед царем).

На третий день поста, 15-го Нисана, в сам праздник Песах[2], Эстер идет к царю и приглашает его и Амана на пир, который приготовила для них. Ахашверош отдает себе отчет, что если Эстер подвергла себя смертельной опасности, придя к нему незваной, наверняка ее что-то очень сильно волнует. На пиру он просит царицу раскрыть ему свою просьбу, но Эстер медлит, она просит царя и Амана прийти к ней еще раз на следующий день, и тогда она раскроет причину своей обеспокоенности.

Так и происходит: назавтра (16-го Нисана) Эстер раскрывает царю свою национальность (которую скрывала до этого[3], как повелел ей Мордехай) и обвиняет Амана в намеренном заговоре против нее; по ее словам, Аман был осведомлен о ее еврействе, и все его козни были направлены в первую очередь против самой царицы[4]. Конец известен: царь в гневе велит повесить Амана на том же дереве, которое прошлой ночью тот подготовил для Мордехая, и на этом роль Амана заканчивается.

Но почему Эстер не раскрыла свою просьбу на первом пиру, а если предположить, что она заранее планировала отложить ее на завтра, зачем надо было приглашать царя и Амана в первый день? Есть этому целый ряд объяснений, ограничимся здесь одним из них.

С одной стороны, Эстер хотела выждать, пока закончатся три дня поста и раскаяния еврейского народа, чтобы тем самым увеличить их заслугу перед Творцом, и кроме этого, она ожидала получить своего рода знамение Свыше о том, что их мольбы услышаны (см. ниже). Но, с другой стороны, она не хотела упустить святость 15-го Нисана, первого дня Песаха, уготовленного с самого начала Творения для избавления еврейского народа[5]. Поэтому именно в этот день Эстер решила начать свою миссию и предстать перед царем. Но не увидев никакого знака Свыше, она перенесла свой план на завтра.

А тем временем и знак с Небес не заставил себя ждать! В ночь между двумя пиршествами Ахашверошу не спалось. Прослушивая летописи, он находит запись о том, что Мордехай спас ему жизнь, но еще не был за это вознагражден. Поутру Аман спешит во дворец, чтобы попросить царя повесить Мордехая, один вид которого выводит его из себя и не дает возможности наслаждаться собственным величием. И в этой точке планы Амана безнадежно рушатся — вместо того чтобы отомстить еврею, он собственной персоной должен возить его на царском коне по всему городу и провозглашать во всю глотку: «Так будет воздано тому, кого царь хочет уважить!».

Мордехай и Эстер видели в этом «улыбку» с Неба. Поэтому на втором пиру, куда Аман еле успел после обхода с Мордехаем, Эстер была готова раскрыть свою просьбу царю и, как видим, преуспела в своей задаче.

Но даже после ликвидации Амана опасность все еще не миновала, ведь первые послания, закрепленные царской печатью, было невозможно вернуть или отменить. Поэтому все, что можно было сделать, это послать новые послания, в которых царь дает официальное разрешение евреям защищать свои жизни и вступить в противоборство со своими ненавистниками. Никто не может знать заранее, каковы будут итоги такого противостояния.

И только 13-го Адара евреи увидели чудеса Провидения, когда ни один из их ненавистников не посмел поднять на них руку, а наоборот, сами евреи атаковали своих врагов и разбили их в неимоверных масштабах.

Из всего сказанного вытекает, что избавление Пурима состояло как бы из двух этапов: первый этап — падение Амана — произошел фактически сразу после отправки посланий, а второй — реальное спасение от страшного погрома и, напротив, победа над врагами — имел место только 13-го Адара, почти год спустя.

Отсюда становится понятно, почему есть преимущество в том, чтобы праздновать Пурим во втором Адаре, соседствующем с Нисаном. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что избавление Адара как бы произрастает из избавления Нисана — в праздник Песах. Ведь именно благодаря святости этого времени Эстер преуспела в своей задаче. Более того, как известно, козни Амана зиждились на грехах еврейского народа, поэтому для спасения было необходимо полное раскаяние. И именно праздник Песах является оптимальным временем для этого, поскольку в этот период как бы пробуждается истинная натура еврейского народа, единственное желание которого — служить Всевышнему и исполнять Его волю.

Это самое простое и очевидное объяснение, но в книгах комментаторов мы находим целый ряд дополнительных причин, почему необходимо приблизить Пурим к Песаху. Приведем несколько из них.

Явное и скрытое Провидение

Нетрудно подметить, что Пурим и Песах в каком-то смысле противоположны друг другу. Песах — время явных чудес, раскрытие Всевышнего, не оставляющее тени сомнения, что у мира есть Единый Владыка, которому подвластно абсолютно все, включая судьбы людей. 10 Египетских казней, рассечение Тростникового моря, чудеса пребывания целого народа в пустыне четко свидетельствовали об этом.

В свою очередь, события Пурима были полностью облачены в естественные процессы. Невнимательному обывателю они могли бы показаться цепочкой случайностей, и только внимательный взгляд различил в этой веренице направляющую руку Творца. В этом и состоит главная цель написания свитка Эстер — раскрыть, что и в состоянии «сокрытия» Всевышний всегда находится с нами[6] и готов избавить нас от всех проблем, если только со своей стороны мы обратимся к Нему.

Поэтому так важно как можно больше приблизить Пурим к Песаху. Этим мы хотим продемонстрировать, что не только явные чудеса Песаха, но и «случайные» события Пурима в равной степени раскрывают нам провидение Всевышнего и Его опеку![7]

Дарование Торы в Пурим

Дополнительную связь между Песахом и Пуримом мы находим в словах наших мудрецов в трактате Шаббат (88-а). Там сказано, что в Пурим евреи удостоились качественно нового принятия Торы. Во время Синайского Откровения они приняли Тору «по принуждению», и только в Пурим получение Торы было совершено при полном согласии народа.

На первый взгляд, непонятно о чем идет речь, ведь до получения Торы на Синае евреи провозгласили «Наасе ве-нишма» (Шмот 24:7) — «Будем исполнять и внимать (Высшей воле)». Где же здесь принуждение?

Суть дела объясняет Маараль из Праги. Исход из Египта, сопровождавшийся явными чудесами и полным раскрытием Всевышнего, привел к тому, что у еврейского народа была почти что отнята свобода выбора! Когда разуму предельно ясно, что только с помощью Торы человек может достигнуть своего призвания, принятие Торы становится для него принудительным действием. Но с другой стороны, вся цель человека в этом мире — служить Творцу, используя собственную свободу выбора, поэтому в принятии Торы на Синае был определенный недостаток.

Он был исправлен в Пурим, когда, как мы сказали, присутствие Всевышнего было завуалировано за завесой случайностей, что позволило свободе выбора остаться на своем месте. Тем не менее, евреи того поколения под руководством Мордехая отчетливо поняли, кто стоит за кулисами и управляет театром марионеток. Как было сказано выше, они почувствовали любовь и опеку Всевышнего даже в состоянии «сокрытия Его Лица». А как следствие, отвечая любовью на любовь, приняли на себя иго Торы уже полностью добровольно, используя собственную свободу выбора!

В этом еще один аспект связи между Песахом и Пуримом. Вся цель Исхода из Египта сводилась к получению Торы на Синае, а поскольку в Пурим народ удостоился качественно нового получения Торы, мы празднуем его «ближе» к Песаху, чтобы показать, что в конце концов Песах (в который произошел первый этап избавления) действительно привел к полноценному принятию Торы во времена Пурима[8].

Адар и Нисан — два Машиаха

Объяснения, приведенные выше, представляют Нисан (Песах) как корень и основу для Адара (Пурима). Для полноты картины приведем противоположный подход, согласно которому Адар является преддверием Нисана.

Про месяц Нисан сказали мудрецы (трактат Рош а-Шана 11а): «В Нисане были избавлены (из Египта), в Нисане же будут избавлены во времена Машиаха». Машиах, которого все мы ожидаем, будет родом из потомков царя Давида из колена Йеуды. Но кроме Машиаха бен Давида, есть еще Машиах бен Йосеф — из колена Йосефа. Как разъясняется в книгах, у каждого из них своя особая функция: Машиах бен Йосеф должен освободить народ от гнета других народов и ненавистников, и тем самым подготовить почву для раскрытия Машиаха бен Давида, цель которого — духовно возвысить еврейский народ и приблизить его к Творцу.

Двенадцать месяцев года соответствуют 12 коленам Израиля. Первый месяц Нисан соответствует колену Йеуды (четвертому сыну Яакова от его жены Леи, который получил функцию царства и таким образом занял первое место среди других[9]), поэтому именно тогда мы особенно ожидаем появления Машиаха из рода Давида. А месяц Адар соответствует Йосефу (первенцу Рахели, любимой жены Яакова). Поскольку Йосеф удостоился двух колен (Менаше и Эфраим) ему соответствует месяц Адар, который удваивается в високосный год. Поэтому в этот месяц мы особенно ожидаем Машиаха бен Йосефа, призванного избавить нас от ненавистников, подобно тому, как в Пурим Мордехай (из колена Биньямина, второго сына Рахели) избавил евреев от других народов.

Именно поэтому мудрецы постановили праздновать Пурим в преддверии Песаха, чтобы этим самым приблизить положительное влияние двух этих времен и ускорить приход двух Избавителей нашего народа[10].

Намек на месяцы Нисан и Адар

Завершим этот очерк интересным намеком из книги «Бней Иссахар».

В хвалебной молитве Алель сказано (Теилим 118:25): «Пожалуйста, Всевышний, спаси нас сейчас! Пожалуйста, Всевышний, дай нам удачу сейчас!". Слово “сейчас” на иврите на — נא, аббревиатура "Нисан Адар». Имеется в виду, что именно эти два месяца — первый и последний месяцы года — являются особо благоприятными для чудес и избавлений, поэтому спасение и удача в первую очередь относятся к этим месяцам.

И еще мы хотим подчеркнуть, что просим спасения и удачи как в аспекте «Нисан» — открытые и явные чудеса, так и в аспекте «Адар» — чудеса скрытые, облаченные в естественный покров, поскольку мы твердо верим, что все события, окружающие нас, посланы направляющей рукой Творца.

С уважением, Натан Агрес.


[1] Это требование можно объяснить двумя причинами: во-первых, существует опасение, что позже заповедь может быть не выполнена вообще в силу различных непредвиденных обстоятельств, а во-вторых, сама проворность и быстрота в исполнении свидетельствует о нашем стремлении исполнить Высшую волю и о том, что это желанно и приятно нам, и не является тяжкой обузой.

[2] Трехдневный пост начался сразу же в день рассылки писем, 13-го Нисана, поэтому последний день выпал на 15-е число, день праздника Песах (Мидраш Эстер Раба гл. 8 п. 7, Пиркей де-Рабби Элиэзер гл. 50 и др.).

[3] Под предлогом того, что ее нашли подкидышем, национальность которого никому не известна.

[4] См. трактат Мегила 16,-а.

[5] См. комментарий Ор Ахаим а-Кадош (Шмот 12:42) от имени Мидраша, что ночь Песаха уготовлена для спасения, и в эту дату произошли пять чудесных избавлений:

1) Авраам разбил войско четырех царей (см. Берешит 14:15).

2) Всевышний вывел народ из Египта (см. Шмот 12:29).

3) Ангел Гавриэль умертвил войско ассирийского царя Санхерива при осаде Иерусалима во время праведного царя Хизкияу (см. книгу Мелахим II гл. 15).

4)Произошло избавление во времена Пурима.

5) Всевышний избавит народ в будущем при приходе Машиаха.

[6] По этой же причине Имя Всевышнего ни разу не упоминается в свитке в явной форме (а только намеком), ведь сам Творец как бы скрыл Себя за завесой естественного хода событий.

[7] По книге «Бней Иссахар», мамарей ходеш Кислев-Тевет гл. 4.

[8] По книге «Мидраш Элияу» (автора Шевет Мусар).

[9] Так же и месяц Нисан: хотя он седьмой от начала года (если отсчитывать от сотворения мира), Всевышний сделал его первым, поскольку именно в этот месяц произошел Исход из Египта и «родился» еврейский народ (см. Шмот гл. 12 и Рамбан там).

[10] По книге «При Цадик» на Шмот, рош ходеш Адар шени.

Материалы по теме

Конец месяца Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Окончание Адара, 20 Адара, Парашат Пара Адума, Парашат аХодеш

Человек родился в месяце Адар. В каком Адаре ему отмечать день рождения, в первом или во втором?

Рав Яков Шуб

Тот, кто родился позже, празднует день рождения раньше?

Законы поста Эстер и чтения Мегилы в Пурим

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»

Глава из "Кицур Шулхан Аруха", обсуждающая законы Пурима

Глава Шкалим. Махацит ашекель

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше