Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему нельзя отметить бар-мицву как обычный детский день рождения?

Темы: Трапеза, Предназначение, День рождения, Бар мицва, Заповеди, Рав Мендель Агранович

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Мы готовимся к радостному событию: нашему сыну скоро 13 лет, бар-мицва. Мы хотели отметить это обычно, как детский день рождения — чай с пирогом или пицца в кругу семьи. Но наш раввин говорит, что этого мало, нужно устроить трапезу, приглашать гостей и т.д.

Не могли бы Вы пояснить, каковы источники такого отношения и насколько это обязательно?

Заранее спасибо, Я.М.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Я.М.,

Во-первых, мазаль тов! Ваш сын становится бар-мицва, желаем ему стать истинным рабом Всевышнего, служащим Ему в любви и трепете! Вам же желаем видеть его в этом состоянии и много родительской радости от него!

Теперь непосредственно о Вашем вопросе. Итак, источники:

  1. Талмуд в тратате Бава Кама (80а) упоминает, что один из диспутов Рава (раби Аба) и Шмуэля (мудрецы Талмуда, Вавилония, примерно 1700-1800 лет назад) состоялся на трапезе в честь выполнения заповеди, связанной с торжеством мальчика. Т.е. уже тогда было принято устраивать трапезу в честь заповеди и приглашать на нее высоких гостей.
  2. В трактате Шабат (118 б) сообщается, что Абае, будучи главой ешивы, устраивал праздничную трапезу для рабанан (учеников ешивы) после окончания трактата Талмуда.
  3. Мааршаль в книге Йам шель Шломо (комментарий к трактату Бава Кама 7, 37) классифицирует все трапезы, которые устраивают в честь выполнения заповедей:
  1. Обрезание — трапеза (радость) является частью выполнения заповеди, как сказано у царя Давида — «Радуюсь я словам Твоим…» (Тэилим 119, 162).
  2. Выкуп первенца — как любая благодарность Творцу (и, хотя принято считать, что участие в этой трапезе приравнивается к 84 постам, согласно Мааршалю, нет четкого указания, что сама трапеза является заповеданной).
  3. Новоселье — только если произносятся слова Торы, как благодарность Творцу.
  4. Пурим — трапеза является заповеданной по букве закона.
  5. Бар-Мицва — согласно Мааршалю, самая значимая трапеза, посвященная выполнению заповеди, так как радость связана с возможностью выполнять заповеди в принципе. То есть — радость всему множеству заповедей, а не какой-либо одной из них.

Мааршаль советует также сразу с наступлением тринадцатилетия устроить трапезу, научить ребенка приглашать присутствующих к совместному благословению после трапезы с хлебом (Зимун перед Биркат а-Мазон), молиться в качестве посланника общины, а если ребенок выступает и произносит речь на актуальную тему (тфилин, бар-мицва, заповеди до 13 лет и после и т.д.) — вообще идеально.

Это и есть обычай, принятый в настоящее время.

Кстати, сам Мааршаль, книга которого была первый раз издана 400 лет назад, свидетельствует о существовании такого обычая. То есть это традиция очень давняя, ей, по крайней мере, лет 500, ведь Мааршаль не стал бы писать о каком-то обычае, не принятом в народе Израиля…

Поэтому просто пирогом или пиццей здесь не обойтись…

Готовя этот ответ, Ваш покорный слуга нашел также в Книге Зоар сообщение о том, что раби Шимон бар-Йохай устроил трапезу в день рождения своего сына раби Элазара (речь шла именно о тринадцатилетии), так как сын «в этот день получает дополнение святой души» (у нас сейчас принято это называть доброе начало). И Рашби был на этой трапезе очень радостен…

Отмечают также, что в этот день еврей становится из добровольца — военнообязанным, солдатом Всевышнего, то есть начинает выполнять Его приказы — мицвот по обязанности. Это можно сравнить с днем получения Торы еврейским народом на горе Синай. Ведь и до этого праотцы соблюдали Тору, но не были обязаны этого делать. А после 6 сивана 2448 года любой еврей обязан соблюдать Тору. И этот день является одним из трех основных праздников в нашем календаре.

Справедливо задать вопрос: в чем же здесь радость?

Мне кажется интересным следующий вариант ответа:

Человек обязан соблюдать заповеди не только «ради собственных интересов». В большей степени мир нуждается в том, чтобы люди выполняли заповеди. То есть, проще говоря, чем больше добра мы делаем в мире, выполняя заповеди (повеления и запреты, понятные или недоступные нашему пониманию), тем больше добра сходит в этот мир.

И эту способность влиять на все в мире мы получаем в день бар-мицвы. Более того, есть такая хорошая шутка: «Что такое день рождения? Этот тот день, когда Б-г решил, что без тебя мир больше не может обходиться…» Очень еврейская мысль. То есть: каждый человек имеет предназначение в этом мире, пришел сюда, дабы что-то исправить… И каковы инструменты этого исправления? — Тора и заповеди!

А когда он начинает что-то реально делать, а не просто готовиться и тренироваться? — В день бар-мицвы…

Потому желаем Вам много радости от сына, и устройте достойную этого события трапезу и торжество — разумеется, в рамках бюджета, который Вам послал Всевышний.

С уважением, Мендель Агранович

Читайте также: тематический обзор Абае

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше