Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему нельзя отметить бар-мицву как обычный детский день рождения?

Темы: Трапеза, День рождения, Бар мицва, Заповеди, Рав Мендель Агранович

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Мы готовимся к радостному событию: нашему сыну скоро 13 лет, бар-мицва. Мы хотели отметить это обычно, как детский день рождения — чай с пирогом или пицца в кругу семьи. Но наш раввин говорит, что этого мало, нужно устроить трапезу, приглашать гостей и т.д.

Не могли бы Вы пояснить, каковы источники такого отношения и насколько это обязательно?

Заранее спасибо, Я.М.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Я.М.,

Во-первых, мазаль тов! Ваш сын становится бар-мицва, желаем ему стать истинным рабом Всевышнего, служащим Ему в любви и трепете! Вам же желаем видеть его в этом состоянии и много родительской радости от него!

Теперь непосредственно о Вашем вопросе. Итак, источники:

  1. Талмуд в тратате Бава Кама (80а) упоминает, что один из диспутов Рава (раби Аба) и Шмуэля (мудрецы Талмуда, Вавилония, примерно 1700-1800 лет назад) состоялся на трапезе в честь выполнения заповеди, связанной с торжеством мальчика. Т.е. уже тогда было принято устраивать трапезу в честь заповеди и приглашать на нее высоких гостей.
  2. В трактате Шабат (118 б) сообщается, что Абае, будучи главой ешивы, устраивал праздничную трапезу для рабанан (учеников ешивы) после окончания трактата Талмуда.
  3. Мааршаль в книге Йам шель Шломо (комментарий к трактату Бава Кама 7, 37) классифицирует все трапезы, которые устраивают в честь выполнения заповедей:
  1. Обрезание — трапеза (радость) является частью выполнения заповеди, как сказано у царя Давида — «Радуюсь я словам Твоим…» (Тэилим 119, 162).
  2. Выкуп первенца — как любая благодарность Творцу (и, хотя принято считать, что участие в этой трапезе приравнивается к 84 постам, согласно Мааршалю, нет четкого указания, что сама трапеза является заповеданной).
  3. Новоселье — только если произносятся слова Торы, как благодарность Творцу.
  4. Пурим — трапеза является заповеданной по букве закона.
  5. Бар-Мицва — согласно Мааршалю, самая значимая трапеза, посвященная выполнению заповеди, так как радость связана с возможностью выполнять заповеди в принципе. То есть — радость всему множеству заповедей, а не какой-либо одной из них.

Мааршаль советует также сразу с наступлением тринадцатилетия устроить трапезу, научить ребенка приглашать присутствующих к совместному благословению после трапезы с хлебом (Зимун перед Биркат а-Мазон), молиться в качестве посланника общины, а если ребенок выступает и произносит речь на актуальную тему (тфилин, бар-мицва, заповеди до 13 лет и после и т.д.) — вообще идеально.

Это и есть обычай, принятый в настоящее время.

Кстати, сам Мааршаль, книга которого была первый раз издана 400 лет назад, свидетельствует о существовании такого обычая. То есть это традиция очень давняя, ей, по крайней мере, лет 500, ведь Мааршаль не стал бы писать о каком-то обычае, не принятом в народе Израиля…

Поэтому просто пирогом или пиццей здесь не обойтись…

Готовя этот ответ, Ваш покорный слуга нашел также в Книге Зоар сообщение о том, что раби Шимон бар-Йохай устроил трапезу в день рождения своего сына раби Элазара (речь шла именно о тринадцатилетии), так как сын «в этот день получает дополнение святой души» (у нас сейчас принято это называть доброе начало). И Рашби был на этой трапезе очень радостен…

Отмечают также, что в этот день еврей становится из добровольца — военнообязанным, солдатом Всевышнего, то есть начинает выполнять Его приказы — мицвот по обязанности. Это можно сравнить с днем получения Торы еврейским народом на горе Синай. Ведь и до этого праотцы соблюдали Тору, но не были обязаны этого делать. А после 6 сивана 2448 года любой еврей обязан соблюдать Тору. И этот день является одним из трех основных праздников в нашем календаре.

Справедливо задать вопрос: в чем же здесь радость?

Мне кажется интересным следующий вариант ответа:

Человек обязан соблюдать заповеди не только «ради собственных интересов». В большей степени мир нуждается в том, чтобы люди выполняли заповеди. То есть, проще говоря, чем больше добра мы делаем в мире, выполняя заповеди (повеления и запреты, понятные или недоступные нашему пониманию), тем больше добра сходит в этот мир.

И эту способность влиять на все в мире мы получаем в день бар-мицвы. Более того, есть такая хорошая шутка: «Что такое день рождения? Этот тот день, когда Б-г решил, что без тебя мир больше не может обходиться…» Очень еврейская мысль. То есть: каждый человек имеет предназначение в этом мире, пришел сюда, дабы что-то исправить… И каковы инструменты этого исправления? — Тора и заповеди!

А когда он начинает что-то реально делать, а не просто готовиться и тренироваться? — В день бар-мицвы…

Потому желаем Вам много радости от сына, и устройте достойную этого события трапезу и торжество — разумеется, в рамках бюджета, который Вам послал Всевышний.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).