Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в иудаизме объяснение явлению дежавю?

Темы: Душа, Пророчество, Переселение душ, Психология, Рав Мендель Агранович

Отложить Отложено

Есть ли в иудаизме объяснение явлению дежавю? Я.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Я.!

Дежавю — явление, когда человеку кажется, что он уже был в этой ситуации, проживал ее в пространстве и времени, хотя знает, что все это впервые.

Насколько мне известно, какого-либо объяснения этого явления в Традиции не существует.

Попробуем предложить несколько версий, подчеркнем, что это лишь версии.

1. Используем понятие гилгуль нэшамотреинкарнация. Человек (его душа) в прошлом воплощении действительно был в этом состоянии, месте, ситуации, а потому «вспоминает», несмотря на все происшедшие трансформации (смерть, новое рождение, рост, взросление и т.д.).

2. Во сне душа поднимается и получает информацию вне рамок этого мира, а потому наяву человеку (душе) кажется, что он уже пережил это состояние, и это действительно так — только вне пространства этого мира.

3. Есть высказывание Талмуда (Мегила 3а): «Хотя сам человек не видит, его МАЗАЛЬ видит». Слово мазаль в иудаизме обозначает чрезвычайно широкий круг понятий — это и удача, и судьба, и карма, и предназначение, а в данном случае — это, скорее, «духовный корень» человека, душа, духовный покровитель, ангел, его охраняющий, имеющий над ним власть (Раши, там же). Речь здесь идет о структуре души. Душа имеет пять уровней, её корень находится очень высоко, вне рамок времени и пространства этого мира, а информация поступает ей из Источника напрямую. А в этом мире — отражение той информации, которую она получает Наверху. Это уже не связано со сном, даже наяву люди чувствуют приближение смерти, не дай Б-г, так как корень их души знает и чувствует, что скоро она покинет этот мир. Также иногда бывает беспричинное ощущение тревоги, страха — это тоже из этой серии. Иногда это называют интуицией, я не уверен, что эти понятия тождественны. Иногда человек выходит на шидух и чувствует — моё, это положительное проявление того же самого.

4. Может быть, это явление — вид психического отклонения, и тогда высказывание Талмуда, что в наше время пророчество остается только у детей и сумасшедших, — о нем. В этом случае дежавю — форма, в которой выражается такое микро-пророчество.

Еще раз подчеркнем, что это — не более чем версии. Им требуется, как любым версиям, подтверждение.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».