Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Убил ли Авель животное, когда приносил его в дар Б-гу?

Темы: Вегетарианство, Шхита, Еда, Жертвоприношение, Авель, Рав Меир Мучник, Животные

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины. Меня интересует, убил ли Авель животное, когда приносил его в дар Богу. Как я понимаю, до Ноя люди были вегетарианцами и не убивали животных. Поэтому, если все-таки он убил, какие на это должны у него были быть основания? Спасибо.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Утверждение, что до Ноаха люди были вегетарианцами и не убивали животных, не совсем точно. Верно то, что, сотворив человека, Б-г разрешил ему растительную пищу, но не разрешил на том этапе убивать животных, чтобы есть их мясо. Но это не значит, что изначально животных нельзя было убивать вообще.

И свидетельство тому — жертвы, которые приносил не только Эвель, но и сам Адам. Принося животных в жертву Б-гу, люди их, несомненно, убивали: ведь первым шагом в любом жертвоприношении является забой животного (шхита), другого пути нет.

Но тогда справедлив Ваш вопрос: как это вяжется с запретом убивать животных, чтобы есть их мясо? Более того, если этот запрет основан на «вегетарианском» воззрении, что убивать животных так же негуманно, как и людей, почему Ноаху и его потомкам Б-г все-таки разрешил мясо животных?

Человека нельзя убивать потому, что Б-г дал ему жизнь в этом мире с определенной целью: используя свою свободу выбора, он должен делать добро, совершенствовать мир и себя и таким образом зарабатывать вечную награду в Будущем мире. Убить человека — значит лишить его этой возможности. Поэтому так поступать нельзя в подавляющем большинстве ситуаций.

Животное не обладает свободой выбора в той мере, в какой ею обладает человек, для него не существует понятий добра и зла, основываясь на которых оно могло бы выбирать, совершить тот или иной поступок или нет; оно движимо инстинктами. Поэтому цель, ради которой Всевышний создал животных, несколько иная — служить человеку: либо непосредственно, либо как часть окружающего человека красивого и разнообразного мира, часть природного баланса. Поэтому при соблюдении некоторых условий лишение животного жизни может быть оправдано.

Прежде всего, это тоже должно служить значимой цели. Например, если человек ест мясо убитого им животного, оно тоже ему служит — дает ему силы. Так оно фактически помогает человеку в исполнении его роли — делать добро, совершенствовать мир и собственную душу. Поэтому и душа животного на этом пути может обрести какой-то уровень совершенства вместе с душой человека, выполнению цели которого она способствовала. (Это значит, что человек, который ест мясо, несет ответственность за то, чтобы использовать полученные силы во благо, иначе окажется, что животное было убито зря).

Или, если человек приносит животное в жертву, оно помогает человеку приблизиться к Всевышнему. Ведь именно в этом заключается смысл жертвоприношения: слово корбан («жертва») связано со словом кирва — «близость». Когда жертвуешь ради кого-то чем-то дорогим (а животное — оно дорого и полезно), то тот, ради кого была принесена жертва, становится еще дороже и ближе. Так животное тоже способствует совершенствованию души человека и его приближению к Б-гу.

Другое условие: даже лишая животное жизни ради значимой цели, нельзя подвергать его мучениям. Это никак не поможет ни самому животному, ни человеку. Напротив, сделает человека жестоким и отравит его душу. Поэтому нам в целом запрещено мучить животных (цаар баалей хаим), и даже их забой ради важной цели следует осуществлять особым способом (шхита), при котором животное быстро теряет сознание, едва успев почувствовать боль. Разрешив Ноаху и его потомкам убивать животных, чтобы есть их мясо, Всевышний пояснил, что по-прежнему запрещено есть любую часть тела неубитого животного (эвер мин а-хай): ведь, отрубив ее при жизни животного, мы неминуемо причиним ему страдания.

Таковы были предписания Б-га Ноаху и его потомкам после Потопа. Но до Потопа действовали иные предписания, которые Б-г дал Адаму. Убивать животных ради того, чтобы принести их в жертву Б-гу, можно было уже тогда — по той же причине: это значимая цель, так животное служит человеку, способствует совершенствованию его души и приближению к Б-гу.

Но употребление мяса животного в пищу в то время не было так важно. Поскольку до Потопа вся природа мира была иной — более благоприятной для человека, ради которого была создана. Климат был более умеренным, и пища — более здоровой. Как известно, растительная пища менее питательна, чем животная. Тем не менее, питаясь только растениями, люди до Потопа жили гораздо дольше, чем в последующие эпохи. Таким образом, растительной пищи было вполне достаточно для здорового питания человека.

Поэтому и убивать животных, чтобы есть их мясо, не было разрешено. Как отмечает Рамбан, все-таки животные тоже являются живыми существами и обладают какой-то мерой свободы выбора. Они могут выбирать, какое действие совершить (в отличие от растений, которые даже такой свободой не обладают, хотя тоже, строго говоря, являются живыми организмами). Поэтому в те времена употребление мяса животных в пищу не могло быть целью, ради которой стоило их убивать.

Но потом человек начал злоупотреблять предоставленными ему благоприятными условиями и, вместо того, чтобы совершенствовать себя и мир, наоборот, деградировал сам и наполнил мир насилием. Поэтому Б-г уничтожил людей вместе с их миром в Потопе, а в восстановленном мире создал условия, гораздо менее благоприятные для людей. Тогда растительной пищи стало недостаточно, чтобы поддержать даже ставшую менее продолжительной жизнь человека. Поэтому ему было разрешено убивать животных, чтобы есть их мясо. Это стало важным, так животное служит человеку. Но и при этом, как сказано, мучить животных нельзя, и даже ради значимой цели убивать их следует максимально безболезненно.

С уважением, Меир Мучник

Читайте обзор по теме Каин и Авель

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше