Темы: Кашрут, Шхита, Рав Лейб-Нахман Злотник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто такое жир «хелев»? Адик
Уважаемый Адик,
Тора запрещает употреблять в пищу определённый вид жира, находящийся на внутренних органах домашнего скота, разрешённых в пищу видов животных. Этот жир запрещен как в случае, когда животное было зарезано кошерным способом (шхита) и у него не обнаружилось физических изъянов, которые делали бы его мясо запрещенным в пищу, так и в случае, когда речь идёт о нэвеле (трупе животного, умершего своей смертью или умерщвлённого отличным от шхиты способом) или о трефе (трупе животного, у которого был обнаружен определённый физический изъян, из-за которого его мясо запрещено в пищу). Об этом запрете Тора говорит несколько раз. «Закон вечный во всех поселениях ваших: никакого хелева и никакой крови не ешьте» (Ваикра 3:17). «Никакого хелева быка, овцы и козы не ешьте. Используйте хелев невелы и хелев трефы в любых ремеслах ваших, но в еду не используйте» (Ваикра 7:23-24).
Еврею, который намеренно совершает нарушение и ест хелев, полагается карэт, как сказано: «Ибо душа всякого, кто ест хелев животного, которое (пригодно) для жертвоприношения Всевышнему, будет отсечена от народа его» (Ваикра 7:25). Если человека до того, как он съел хелев, предупредили о том, что он совершает нарушение, во времена Санэдрина ему назначали 39 ударов плетью. А тот, кто съедал хелев случайно, во времена Храма приносил грехоочистительную жертву. Хотя наказания назначаются только в случае, когда съеденный хелев был объёмом не меньше маслины (ка-зайт), запрет Торы нарушается, даже если человек съел совсем немного хелева.
Хелев запрещён только в пищу, но использовать его для других целей или продавать (например, нееврею, которому он не запрещён), — разрешено. Любой жир всех других чистых (кошерных) домашних и диких животных и птицы разрешён в пищу. А любой жир некошерных животных запрещён, как и любая другая часть их мяса, это не является отдельным запретом. Поэтому еврей, который ест свиное сало, нарушает запрет есть мясо некошерного животного, но не запрет есть хелев.
Вообще слово хелев на святом языке означает любой жир. Это слово иногда даже используется в значении «плодородная почва», «особо сочное пастбище» и для обозначения других очень качественных вещей. Но мудрецы избрали слово хелев для обозначения запрещённого жира, о котором идёт речь в Писании. А разрешённый жир на языке мудрецов называется шуман. Рамбам в законах о запрещённых видах пищи и Шулхан Арух в разделе Йорэ Дэа (64) подробно описывают все места во внутренностях животных, где находятся жировые прослойки — как разрешённого шумана, так и запрещённого хелева. В рамках короткого ответа невозможно подробно разобрать все законы. Замечу, что очищение мяса от запрещённого жира — никур — является одной из самых сложных задач при кошеровании мяса и лишь немногие являются истинными специалистами в этой области. Во время засаливания и, тем более, приготовления мяса необходимо быть уверенным, что весь хелев полностью удалён, так как иначе всё мясо может стать запрещённым в пищу.
Запрет хелева — это один из законов кашрута, которые обязывают нас приобретать только продукты, снабжённые соответствующей раввинской рекомендацией об их кошерности.
С уважением, Лейб-Нахман Злотник
Овадия Монасевич
Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Законы и обычаи месяца Ав
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Овадья Климовский
Оглушение током, по-моему, гораздо гуманнее…
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Лейб-Нахман Злотник
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Шимон Соскин
Евреи, соблюдающие законы Торы, едят только кашерное мясо. Это знает каждый. А вот чем кашерное мясо отличается от некашерного, известно далеко не всем
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Путеводитель по кашруту»
Проблемы кашрута в современном мире. Фирменные знаки организаций, контролирующих кашрут
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ