Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Приложенные усилия есть сама награда. Потому что они не только помогают выдержать испытание, но и формируют личность. Сам человек и есть главное достижение успешно преодоленных испытаний. В этом его истинная суть.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»

Есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни?

Темы: Запреты, Кашрут, Заповеди, Забота о здоровье, Рав Яаков Гельфман

Отложить Отложено

Уважаемые раввины. Среди некошерных продуктов, которые любят есть многие нерелигиозные евреи, — свинина и креветки. Мне известно, что запреты Торы бывают двух видов. Те, что понятны любому человеку (например, запрет интимных связей с близкими родственниками), и мистические, не поддающиеся логическому объяснению (например, закон о красной корове). Вопрос. К какой категории законов можно отнести запреты на некошерную пищу? Есть ли в современной медицине и диетологии указания на то, что есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни? С уважением, Савелий

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемый Савелий,

Когда мы говорим о понятных и непонятных законах Торы, сначала нужно решить, с помощью какого критерия мы определяем их понятность. Для этого надо разобраться, какова цель законов Торы: духовная или материальная. И только тогда сможем приступить к делению законов Торы на понятные и непонятные.

Даже при неглубоком рассмотрении законов Торы мы можем убедиться, что Тора:

А: учит нас морали. В качестве примера возьмите такие заповеди, как о помощи бедным, о почитании родителей и старших, о справедливом суде, о благодарении Б-га за пищу, о честности в делах, запрет злословия и многие другие.

В: формирует наше мировоззрение. Отнесем сюда все заповеди, связанные с выходом из Египта: суббота (декларация о том, что мир был сотворен), молитва, обрезание (союз еврейского народа с Б-гом) и т.д.

Основываясь на этом, мы можем прийти к выводу, что настоящая цель Торы — это сформировать совершенного именно в духовном плане человека.

Намек на это мы находим в самом описании творения человека в Торе (Бэрейшит 2, 26): «И сказал Б-г: создадим человека» (во множественном числе). Возникает вопрос: разве Творцу нужны помощники в создании человека, тем более, что сразу после этого сказано (там же, 27): «И сотворил Б-г человека» (в единственном числе)? Некоторые комментаторы объясняют это так: Творец создал человека несовершенным для того, чтобы человек продолжил совершенствовать себя сам. Таким образом, человек как бы участвует в творении самого себя. О каком творении здесь идет речь? Ведь с материальной точки зрения человек является вполне законченным созданием. В плане материальном можно говорить максимум о пользе, но не о созидании. Значит этот стих следует понимать как призыв к человеку стать партнером Творца в собственном духовном становлении!

Об этом же свидетельствует, по мнению автора Сефер Хинух, заповедь обрезания. Тора как бы говорит еврею: «Так же, как ты исправляешь свое тело, ты можешь исправить и душу (то есть избавиться от недостатков и приобрести важные душевные качества: доброту, милосердие и т.д.)».

Продолжая эту мысль, определим: понятные заповеди — это те заповеди, которые очевидным образом направлены на улучшение человеческой натуры. Например, запрет воровства, прелюбодеяния, все заповеди, упорядочивающие отношения между людьми, предписания изучать Тору, молиться и т.п. А заповеди, которые также совершенствуют человека, но непонятным, неочевидным для него образом, являются хуким — непонятными заповедями. Соответственно, запрет некошерной пищи относится к категории непонятных заповедей, так как отрицательное влияние некошерных продуктов на душу человека неочевидно, так же, как неочевидно отрицательное духовное влияние запрещенных браков. То, что сегодня известно, что браки с близкими родственниками не рекомендуются по медицинским соображениям, не может объяснить, почему такие браки запрещены Торой. Так как — А: Не в этом цель Торы, как мы объяснили выше. В: Об этих проблемах стало известно (по крайней мере, широким массам) только в недавнее время, соответственно, нельзя сказать, что эти запреты понятны сами по себе. С: Не факт, что проблемы генетических отклонений существовали в момент дарования Торы. D: Есть браки, разрешенные Торой (которые поощрялись также в духовном смысле), но нежелательные в медицинском плане, например, брак с племянницей (но не с племянником — это запрещено), который практиковался до недавнего времени. (Я лично был знаком с женщиной, бывшей замужем за родным дядей).

Это не значит, что и теперь, когда известно о возможных проблемах с такими браками, нужно их поощрять. Ведь Тора нас учит избегать опасностей и вести здоровый образ жизни. Мудрецы Торы всегда прислушивались к рекомендациям врачей, а некоторые из них и сами хорошо разбирались в медицине (как, например, Рамбам), но не в этом суть законов Торы.

Законы Торы вечны, как и Творец, их Давший. Добро всегда было добром, а зло останется злом. Материальные же законы подвержены изменениям. То, что полезно одному, может быть вредно для другого. Поэтому не могут быть в материальной сфере законы неизменные. Существуют общие принципы здорового питания, которых нужно придерживаться, но нет в них святости, они «вспомогательные», а не основные.

С глубоким уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме

Повеления, Уставы, Законы…

Рав Овадья Климовский

Какие виды Законов соблюдал Авраам?

Почему еврей должен хотеть, чтобы был Храм? Вот вы, раввин, почему хотите?

Яков Гельфман

В чем конкретные преимущества его существования?

Какие молитвы читать перед предстоящей операцией?

Рав Бенцион Зильбер

Существуют специальные молитвы?

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше