Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни?

Темы: Запреты, Кашрут, Заповеди, Забота о здоровье, Рав Яаков Гельфман

Отложить Отложено

Уважаемые раввины. Среди некошерных продуктов, которые любят есть многие нерелигиозные евреи, — свинина и креветки. Мне известно, что запреты Торы бывают двух видов. Те, что понятны любому человеку (например, запрет интимных связей с близкими родственниками), и мистические, не поддающиеся логическому объяснению (например, закон о красной корове). Вопрос. К какой категории законов можно отнести запреты на некошерную пищу? Есть ли в современной медицине и диетологии указания на то, что есть свинину и креветки опасно для здоровья и жизни? С уважением, Савелий

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемый Савелий,

Когда мы говорим о понятных и непонятных законах Торы, сначала нужно решить, с помощью какого критерия мы определяем их понятность. Для этого надо разобраться, какова цель законов Торы: духовная или материальная. И только тогда сможем приступить к делению законов Торы на понятные и непонятные.

Даже при неглубоком рассмотрении законов Торы мы можем убедиться, что Тора:

А: учит нас морали. В качестве примера возьмите такие заповеди, как о помощи бедным, о почитании родителей и старших, о справедливом суде, о благодарении Б-га за пищу, о честности в делах, запрет злословия и многие другие.

В: формирует наше мировоззрение. Отнесем сюда все заповеди, связанные с выходом из Египта: суббота (декларация о том, что мир был сотворен), молитва, обрезание (союз еврейского народа с Б-гом) и т.д.

Основываясь на этом, мы можем прийти к выводу, что настоящая цель Торы — это сформировать совершенного именно в духовном плане человека.

Намек на это мы находим в самом описании творения человека в Торе (Бэрейшит 2, 26): «И сказал Б-г: создадим человека» (во множественном числе). Возникает вопрос: разве Творцу нужны помощники в создании человека, тем более, что сразу после этого сказано (там же, 27): «И сотворил Б-г человека» (в единственном числе)? Некоторые комментаторы объясняют это так: Творец создал человека несовершенным для того, чтобы человек продолжил совершенствовать себя сам. Таким образом, человек как бы участвует в творении самого себя. О каком творении здесь идет речь? Ведь с материальной точки зрения человек является вполне законченным созданием. В плане материальном можно говорить максимум о пользе, но не о созидании. Значит этот стих следует понимать как призыв к человеку стать партнером Творца в собственном духовном становлении!

Об этом же свидетельствует, по мнению автора Сефер Хинух, заповедь обрезания. Тора как бы говорит еврею: «Так же, как ты исправляешь свое тело, ты можешь исправить и душу (то есть избавиться от недостатков и приобрести важные душевные качества: доброту, милосердие и т.д.)».

Продолжая эту мысль, определим: понятные заповеди — это те заповеди, которые очевидным образом направлены на улучшение человеческой натуры. Например, запрет воровства, прелюбодеяния, все заповеди, упорядочивающие отношения между людьми, предписания изучать Тору, молиться и т.п. А заповеди, которые также совершенствуют человека, но непонятным, неочевидным для него образом, являются хуким — непонятными заповедями. Соответственно, запрет некошерной пищи относится к категории непонятных заповедей, так как отрицательное влияние некошерных продуктов на душу человека неочевидно, так же, как неочевидно отрицательное духовное влияние запрещенных браков. То, что сегодня известно, что браки с близкими родственниками не рекомендуются по медицинским соображениям, не может объяснить, почему такие браки запрещены Торой. Так как — А: Не в этом цель Торы, как мы объяснили выше. В: Об этих проблемах стало известно (по крайней мере, широким массам) только в недавнее время, соответственно, нельзя сказать, что эти запреты понятны сами по себе. С: Не факт, что проблемы генетических отклонений существовали в момент дарования Торы. D: Есть браки, разрешенные Торой (которые поощрялись также в духовном смысле), но нежелательные в медицинском плане, например, брак с племянницей (но не с племянником — это запрещено), который практиковался до недавнего времени. (Я лично был знаком с женщиной, бывшей замужем за родным дядей).

Это не значит, что и теперь, когда известно о возможных проблемах с такими браками, нужно их поощрять. Ведь Тора нас учит избегать опасностей и вести здоровый образ жизни. Мудрецы Торы всегда прислушивались к рекомендациям врачей, а некоторые из них и сами хорошо разбирались в медицине (как, например, Рамбам), но не в этом суть законов Торы.

Законы Торы вечны, как и Творец, их Давший. Добро всегда было добром, а зло останется злом. Материальные же законы подвержены изменениям. То, что полезно одному, может быть вредно для другого. Поэтому не могут быть в материальной сфере законы неизменные. Существуют общие принципы здорового питания, которых нужно придерживаться, но нет в них святости, они «вспомогательные», а не основные.

С глубоким уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме