Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как почувствовать грань между достаточными усилиями и истязанием себя?

Темы: Иштадлут, Страдание, Радость, Рав Яаков Гельфман, Предназначение, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Шалом. Очень благодарю Вас, Ваш ресурс за работу, которую Вы делаете! Для меня, как, думаю, и для многих других читателей и пользователей, это значит очень много. Я бы хотела задать два вопроса.

Первый. Как известно, человек должен стараться пребывать в радости, но также известно, что человек должен прилагать усилия, чтобы снять с себя проклятие согрешения первого человека. Поясните, пожалуйста, насколько необходимо усердствовать в усилиях? Как почувствовать грань между достаточными усилиями и истязаниями себя? Как понять, что вот столько усилий — это достаточно в данный момент?

Второй вопрос. Как сказано: «И сказал Он: Если будешь прислушиваться к гласу Господа, Б-га твоего, и то, что прямо в Его глазах, делать будешь, и будешь внимать Его заповедям и соблюдать все Его законы, то все болезни, которые Я навел на Мицраим, не наведу на тебя; ибо Я, Господь, — твой целитель». Скажите, пож-ста, существуют ли какие-либо рекомендации, как выработать в себе умение всегда действовать и поступать прямо? Ведь когда есть в тебе какая-то слабость характера, другой недостаток, страх и т.д., то то, как поступить прямо, не является для тебя очевидным. Быть может, в каждой непонятной ситуации стоит задавать себе своего рода контрольный вопрос: соответствует ли прямо действие, которое я совершаю, цели, которую я хочу достичь, и условиям, в которых я нахожусь, и т.д.? Заранее спасибо! Л.!

Отвечает Яков Гельфман

Уважаемая Л.,

Очень благодарен Вам за замечательный вопрос. Эта тема занимала меня на протяжении многих лет. Попытаюсь кратко изложить те выводы, к которым пришел. Надеюсь, что это поможет Вам и другим читателям найти ту золотую середину, которую мы ищем, и обрести настоящее удовлетворение в духовных поисках, не почивая при этом на лаврах уже достигнутого.

Первый принцип, который нужно хорошо усвоить, это то, что Творец не сотворил мир, чтобы издеваться над Своими созданиями. (Это почти дословный перевод высказывания мудрецов Талмуда). То есть, Он требует от нас ровно столько, сколько мы в силах сделать — не меньше, но и не больше, или, как говорит глава одной израильской ешивы: «Минимум, который требуется, это максимум, которого мы можем достичь». (Этот принцип лежит в основе Вашего вопроса, но я хотел его выразить своими словами).

Второй принцип гениально выразил Магид из Дубно, как всегда, с помощью притчи:

Один богач послал курьера в порт забрать пришедший на его имя багаж. Когда курьер вернулся с грузом и начал подниматься по ступенькам, хозяин закричал:

— Ты перепутал, это не мой ящик!

— Вы же еще его не видели? — удивился посыльный.

— Ну и что, по твоему сопению я уже слышу, что он чужой, ведь мой был совсем легким!

Так и Творец обращается к нам через пророка: «…не Меня призывал ты, Яаков, ибо тяготился ты Мной, Исраэль» (Йешаяу 43, 22).

То есть, Тора нам говорит, что ее исполнение приносит радость и удовлетворение. А что, если это не так?! Значит, мы неправильно исполняем и нужно искать ошибку! Где же ошибка?

Одним из главных заблуждений является неправильное понимание связи между «надо» и «хочется». Делать то, что «я хочу», — автоматически воспринимается как «приятно», «хорошо». А «надо» подсознательно воспринимается как «тяжелое», «неприятное». Таким образом, получается, что задача еврея и человека вообще — это подавлять свои желания (то есть, то, что связано с положительными эмоциями) и делать то, что надо (что вызывает отрицательные эмоции), то есть непрерывная война. Не очень привлекательно. А как же иначе, спросите вы? Разве не это то, чему учат нас мудрецы? Разве не в этом предназначение человека?

— В этом, но как именно? Здесь главная загвоздка! Сказал Раби Йоханан: «Человек должен быть изобретателен в достижении трепета перед Всевышним, как сказано: “уловками веди свою войну (с дурными наклонностями)”». Или, как говорит русская пословица, «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Тора учит нас тому, что можно (и нужно) произвести переориентацию желаний с сугубо материальных («мне хочется») на духовные («я желаю того, что правильно»). Иными словами, желанием можно управлять и личность поддается сознательному изменению.

О реальности этого писал, например, Хазон Иш в одном из своих писем: «Для меня нет большей радости, чем исполнять волю Творца, и нет большего страдания, чем сделать что-либо неугодное Ему». Человек не рождается с таким восприятием, это результат многолетней работы в нужном направлении и проверенными методами.

Следуя сказанному, мы можем сформулировать третий принцип: задача человека в том, чтобы сделать для себя соблюдение Торы и заповедей приятным и привлекательным. Чем в большей мере это у него получится, тем лучше он сможет реализовать себя.

Теперь мы подошли к ответу на заданный вопрос. Основные усилия, которые следует прилагать, это те усилия, которые сделают дальнейшее продвижение в Торе более приятным и привлекательным. Если мы замечаем, что, усердствуя в соблюдении Торы, мы устаем от нее и теряем желание продвигаться, то такое усердие запрещено. Противоречие между радостью и соблюдением Торы является иллюзорным, и оно-то и есть главная уловка дурного начала, которое стремится отвратить нас от соблюдения Торы. Истиной является прямо противоположное. Нет большего блага для человека, в том числе и для его материальной «составляющей», чем жизнь правильная, наполненная ощущением истинности избранного пути.

Это прекрасно выразил рав Элиэзер-Йеуда Гордон из Телза. Если человек идет в субботу по улице, на тротуаре валяются сто долларов и начинает одолевать сильное желание их поднять, то стоит лучше присмотреться: может быть, это игрушечная купюра и никакой борьбы с дурным началом не требуется. То есть, пользуясь руководством Торы и здравым смыслом, начинаешь понимать и чувствовать, что стремиться исключительно к материальному не стоит и только в духовном мире, мире истины, можно обрести настоящее счастье. А если есть цель, то никакие усилия не покажутся слишком большими для ее достижения. Об этом мы читаем и в главе Толдот, где сказано, что нашему праотцу Яакову семилетняя служба у Лавана за Рахель показалась несколькими днями.

Успехов Вам и настоящей еврейской радости, Яаков Гельфман.

Материалы по теме

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Почему еврей должен хотеть, чтобы был Храм? Вот вы, раввин, почему хотите?

Яков Гельфман

В чем конкретные преимущества его существования?

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Какие основные причины египетского рабства?

Яков Гельфман

Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше