Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если животные созданы на шестой день, то динозавры тоже?

Темы: Сотворение мира, Тора и наука, История, Яков Гельфман, Животные

Отложить Отложено

Шалом! Если животные созданы на 6-ой день, то динозавры тоже? Как они могли жить одновременно с человеком? Спасибо.

Отвечает Яков Гельфман

Просмотрев вопрос, понял, что он не совсем мне ясен. Ведь подобные вопросы состоят как минимум из трех составляющих: двух утверждений и указания на противоречие между ними. (И тогда есть три возможных ответа: или неправильно утверждение А, или неправильно утверждение Б, или на самом деле между ними нет противоречия).

Разобьем данный вопрос на эти составляющие. Утверждение первое: были существа, которые называются «динозавры». Утверждение второе: животные созданы на шестой день Творения. Пока что не хватает третьей составляющей: противоречия. (И вряд ли будет обоснованным утверждать, что динозавры — это не животные и поэтому не входят ни в одну из категорий Творения). Предположим, что это вопрос из серии «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». То есть эти два положения не укладываются вместе в голове. Динозавры — это звучит научно, а Творение за шесть дней — как-то сказочно.

Рамбам объясняет, почему иногда то, что одному человеку кажется логичным, другому представляется полной белибердой. Он говорит: если представить человеку, не сведущему в какой-то области знания, выводы из этой области (гуманитарию — высшую математику, или наоборот), то даже если он талантливый и образованный, некоторые из этих выводов могут показаться ему несуразицей просто потому, что он не привык к таким понятиям. Невозможно сходу понять результат, не пройдя весь путь достижения его.

Так же и тут — мы имеем дело с двумя разными по своей природе источниками знания. Наука — это знание, приобретаемое путем исследования фактов и закономерностей, на основе которых делают выводы и строят гипотезы о том, что невозможно проверить опытным путем.

Тора — это знание, приобретенное с помощью пророчества, то есть с помощью связи напрямую с Создателем мира. Неудивительно поэтому, что возникают противоречия. Большинство противоречий объясняется тем, что темы исследования и угол зрения совершенно разные. Это все равно, что попросить описать одну и ту же картину художника и математика. Вы понимаете сами, что ответы будут совершенно различны и неправильным будет ставить вопрос, который из них верен.

Но главное (на мой взгляд) — не столько в способе, сколько в подходе. Человечество, занимаясь наукой, на определенном этапе впало в заблуждение, что все можно познать научными методами, а то, что нельзя, — того и нет. И поэтому все, что не выглядит «научно», сразу ставится под сомнение. А сотворение за один день, да еще и динозавров, — это не «научно» никоим образом. И, хотя сами ученые от этой иллюзии уже отказались, в народе заблуждение сохранилось.

Нужно просто разделять утверждения «с помощью научных методов можно объяснить многое» и «с помощью науки можно объяснить все». Ведь наука максимум способна проверить действие существующих законов материального мира, но не способна дать ответ, как возник мир. Поэтому изучать этот вопрос научными методами — все равно, что мясорубкой варить гречневую кашу. Кстати, это заблуждение возникает не первый раз в истории. Так же в свое время думали греческие философы, преклоняясь перед логикой. Кто на сегодняшний день считает, что логикой можно все объяснить? На мой взгляд, в этом основная разница между мышлением религиозного человека и человека светского по сути. Мы исходим из того, что возможности познания ограничены, поэтому возможность существования сверхъестественного укладывается в голове, а человеку, который думает: «Могу все познать», любое отклонение от привычного и понятного кажется несерьезным.

Но, может быть, вопрос в другом. Ведь согласно тому, что нам известно с советской школьной скамьи, динозавры вымерли много миллионов лет назад, а по Торе мир существует меньше шести тысяч лет (на это, видимо, намекает вторая часть вопроса: как динозавры могли жить вместе с человеком). То есть проблема не в динозаврах, а в возрасте мира. Об этом многое написано, но скажем вкратце.

Ученые, изучая существующие на данный момент законы, автоматически предположили, что эти законы существовали всегда, и на основании этого делали выводы о «возрасте» тех или иных ископаемых. Даже если принять это положение, возможность оценить по-настоящему даже то, что произошло совсем недавно, — очень слабая. Чему я стал свидетелем совсем недавно, когда в одной из лучших израильских больниц несколько врачей, среди них профессора, не могли найти причину явления, пользуясь самыми современными средствами. И только при операции причина была найдена. Хотя все «подошло» под сделанные ранее проверки, сначала никто об этом не подумал — просто потому, что такое не встречалось до тех пор в их практике. То есть неучтенный фактор, просто «недодумывание» может в корне повлиять на вывод. А если речь идет о событии, произошедшем когда-то, в покрытом тумане прошлом, когда множество факторов — перепады давления, землетрясения и т.д. — оказывают влияние на объект исследования? Всем известна нашумевшая в свое время история, когда на место раскопок один шутник подложил относительно свежие кости и археологи определили их возраст в миллионы лет. То есть наука подвержена мнениям тех, кто ею занимается. И так как, согласно приведенному выше положению (о неизменности законов природы), сотворение мира отрицалось, логично было предположить, что при раскопках будут найдены объекты, свидетельствующие о почтенном возрасте мире. И чему удивляться, если они были найдены. Это напоминает историю о человеке, гулявшем по лесу и видевшем множество мишеней, в каждой из которых все стрелы попали в десятку. Когда он нашел этого чудо-стрелка, тот, рассмеявшись, сказал: «Да я же сначала стрелял, а только потом рисовал мишень».

Но это не главное. Ведь если принять точку зрения Торы, что мир создан, значит, и законы его созданы, и, соответственно, могут быть изменены (что и произошло во время египетских казней). В этом случае просто невозможно серьезно говорить о каких бы то ни было свидетельствах о возрасте мира. Чтобы в какой-то мере проиллюстрировать это, зададим банальный вопрос: сколько лет было первому человеку в первый день его сотворения? Понятно, что при врачебном обследовании ему бы не дали меньше двадцати. Так что, миру было двадцать лет? Это «любительский» ответ, есть более серьезные, но я просто хотел показать, насколько наивно пытаться сопоставить научные исследования с данными Торы.

А теперь третий возможный вариант понимания вопроса (хотя мне не кажется, что это имелось в виду): если были динозавры, то где о них написано в Торе? (Не знаю, правда, почему все должно быть написано в Торе, ведь с таким же успехом можно спросить, где в Торе сказано о гиппопотамах. В наших книгах сказано, что в Торе есть намек на все, но кто сказал, что мы можем этот намек увидеть? И, даже если увидим, будет ли это убедительно для тех, кто не верит? Но можно попробовать).

С одной стороны, можно предположить, что они названы в Торе таниним (в современном иврите этим словом называют крокодилов, а Раши, объясняя его в главе Шмот, пишет, что это змеи, но можно понять и как «ящеры»). Они были сотворены на пятый день Творения (все-таки не на шестой).

Из высказываний мудрецов нам известно, что Творец увидел: мир не сможет устоять, если эти существа будут размножаться, и лишил их такой возможности. Но не исключено, что это произошло не сразу, а только после того как они успели «увеличить поголовье». Может быть, этим и объясняется их вымирание?

А может быть, это таки змеи: ведь они, как известно сначала были с ногами, а передвигаться ползком начали после первого греха. Вот и были они потомками первого змея, а потом лишились ног и исчезли с нашего горизонта.

Автор комментария Тифэрет Исраэль к Мишне выдвигает оригинальную гипотезу. В Мидраше сказано, что сначала Творец создавал миры, а потом разрушал их, поэтому, возможно, те ископаемые, которые находят ученые, — останки тех самых миров, которые предшествовали нашему.

Еще одно логичное предположение: возможно, эти допотопные звери были гибридами. Ведь известно, что из-за извращенности поколения потопа животные тоже научились извращениям, поэтому появились различные «помеси», которые были уничтожены во время потопа. Может быть, это и были динозавры. (На это намекает Нецив). И пертурбации, произошедшие в мире во время потопа, «отступления» от законов природы, были настолько велики, что ими можно объяснить и «возраст» этих останков.

Как бы то ни было, очень тяжело судить о том, что было когда-то и что не имеет повседневного прикладного значения, да еще на основании выводов науки, которая изначально была настроена недружелюбно к нам, и на основании слов Торы, главная задача которой — показать нам путь в жизни, а не сообщить сведения «о происхождении видов». Но, мне кажется, думающему человеку будет достаточно приведенных идей, чтобы понять, что вопросы из этой серии нерелевантны.

Напоследок хочу добавить важный момент. Наше доверие к тем или иным сведениям основано по большей части не на скрупулезном анализе каждого факта, а на доверии к источнику информации. В этом нет ничего зазорного, потому что не может каждый быть специалистом во всех областях, и специалисты тоже ошибаются. Из этого следует вывод, что главный выбор в жизни — это выбор, кому доверять. Естественно, в первую очередь человек доверяет своему близкому окружению и тому, что считается достоверным источником в той среде, где произошло его становление как личности. Так как мы выросли в России, для нас источником «первого порядка» является тот, кто говорит от имени науки. Но уверяю Вас, что, если Вы начнете серьезно изучать Тору, сможете убедиться в том, что существует гораздо больше оснований доверять Торе, чем любому другому источнику.

Успехов Вам, Яаков Гельфман

Материалы по теме

Тора и наука. Тематический обзор

Рав Ашер Кушнир

Современный интеллигентный еврей, пытающийся осознать своё еврейство, неизбежно сталкивается с вопросом о соотношении известных ему научных знаний с основами еврейского мировоззрения. Соответствует ли древняя Тора современным научным познаниям? Кто искренне захочет понять и разобраться в этой непростой теме, может столкнуться с большим препятствием. Проблема в том, что, как правило, современный интеллигентный еврей подойдёт к этому вопросу с мнением предвзятым и неуравновешенным.

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Книга Мишлей с комментариями Виленского Гаона 16. Как был сотворен этот мир

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»

Ливьятан это дракон или динозавр?

Рав Натан Агрес


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше