Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если животные созданы на шестой день, то динозавры тоже?

Темы: Сотворение мира, Тора и наука, История, Яков Гельфман, Животные

Отложить Отложено

Шалом! Если животные созданы на 6-ой день, то динозавры тоже? Как они могли жить одновременно с человеком? Спасибо.

Отвечает Яков Гельфман

Просмотрев вопрос, понял, что он не совсем мне ясен. Ведь подобные вопросы состоят как минимум из трех составляющих: двух утверждений и указания на противоречие между ними. (И тогда есть три возможных ответа: или неправильно утверждение А, или неправильно утверждение Б, или на самом деле между ними нет противоречия).

Разобьем данный вопрос на эти составляющие. Утверждение первое: были существа, которые называются «динозавры». Утверждение второе: животные созданы на шестой день Творения. Пока что не хватает третьей составляющей: противоречия. (И вряд ли будет обоснованным утверждать, что динозавры — это не животные и поэтому не входят ни в одну из категорий Творения). Предположим, что это вопрос из серии «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». То есть эти два положения не укладываются вместе в голове. Динозавры — это звучит научно, а Творение за шесть дней — как-то сказочно.

Рамбам объясняет, почему иногда то, что одному человеку кажется логичным, другому представляется полной белибердой. Он говорит: если представить человеку, не сведущему в какой-то области знания, выводы из этой области (гуманитарию — высшую математику, или наоборот), то даже если он талантливый и образованный, некоторые из этих выводов могут показаться ему несуразицей просто потому, что он не привык к таким понятиям. Невозможно сходу понять результат, не пройдя весь путь достижения его.

Так же и тут — мы имеем дело с двумя разными по своей природе источниками знания. Наука — это знание, приобретаемое путем исследования фактов и закономерностей, на основе которых делают выводы и строят гипотезы о том, что невозможно проверить опытным путем.

Тора — это знание, приобретенное с помощью пророчества, то есть с помощью связи напрямую с Создателем мира. Неудивительно поэтому, что возникают противоречия. Большинство противоречий объясняется тем, что темы исследования и угол зрения совершенно разные. Это все равно, что попросить описать одну и ту же картину художника и математика. Вы понимаете сами, что ответы будут совершенно различны и неправильным будет ставить вопрос, который из них верен.

Но главное (на мой взгляд) — не столько в способе, сколько в подходе. Человечество, занимаясь наукой, на определенном этапе впало в заблуждение, что все можно познать научными методами, а то, что нельзя, — того и нет. И поэтому все, что не выглядит «научно», сразу ставится под сомнение. А сотворение за один день, да еще и динозавров, — это не «научно» никоим образом. И, хотя сами ученые от этой иллюзии уже отказались, в народе заблуждение сохранилось.

Нужно просто разделять утверждения «с помощью научных методов можно объяснить многое» и «с помощью науки можно объяснить все». Ведь наука максимум способна проверить действие существующих законов материального мира, но не способна дать ответ, как возник мир. Поэтому изучать этот вопрос научными методами — все равно, что мясорубкой варить гречневую кашу. Кстати, это заблуждение возникает не первый раз в истории. Так же в свое время думали греческие философы, преклоняясь перед логикой. Кто на сегодняшний день считает, что логикой можно все объяснить? На мой взгляд, в этом основная разница между мышлением религиозного человека и человека светского по сути. Мы исходим из того, что возможности познания ограничены, поэтому возможность существования сверхъестественного укладывается в голове, а человеку, который думает: «Могу все познать», любое отклонение от привычного и понятного кажется несерьезным.

Но, может быть, вопрос в другом. Ведь согласно тому, что нам известно с советской школьной скамьи, динозавры вымерли много миллионов лет назад, а по Торе мир существует меньше шести тысяч лет (на это, видимо, намекает вторая часть вопроса: как динозавры могли жить вместе с человеком). То есть проблема не в динозаврах, а в возрасте мира. Об этом многое написано, но скажем вкратце.

Ученые, изучая существующие на данный момент законы, автоматически предположили, что эти законы существовали всегда, и на основании этого делали выводы о «возрасте» тех или иных ископаемых. Даже если принять это положение, возможность оценить по-настоящему даже то, что произошло совсем недавно, — очень слабая. Чему я стал свидетелем совсем недавно, когда в одной из лучших израильских больниц несколько врачей, среди них профессора, не могли найти причину явления, пользуясь самыми современными средствами. И только при операции причина была найдена. Хотя все «подошло» под сделанные ранее проверки, сначала никто об этом не подумал — просто потому, что такое не встречалось до тех пор в их практике. То есть неучтенный фактор, просто «недодумывание» может в корне повлиять на вывод. А если речь идет о событии, произошедшем когда-то, в покрытом тумане прошлом, когда множество факторов — перепады давления, землетрясения и т.д. — оказывают влияние на объект исследования? Всем известна нашумевшая в свое время история, когда на место раскопок один шутник подложил относительно свежие кости и археологи определили их возраст в миллионы лет. То есть наука подвержена мнениям тех, кто ею занимается. И так как, согласно приведенному выше положению (о неизменности законов природы), сотворение мира отрицалось, логично было предположить, что при раскопках будут найдены объекты, свидетельствующие о почтенном возрасте мире. И чему удивляться, если они были найдены. Это напоминает историю о человеке, гулявшем по лесу и видевшем множество мишеней, в каждой из которых все стрелы попали в десятку. Когда он нашел этого чудо-стрелка, тот, рассмеявшись, сказал: «Да я же сначала стрелял, а только потом рисовал мишень».

Но это не главное. Ведь если принять точку зрения Торы, что мир создан, значит, и законы его созданы, и, соответственно, могут быть изменены (что и произошло во время египетских казней). В этом случае просто невозможно серьезно говорить о каких бы то ни было свидетельствах о возрасте мира. Чтобы в какой-то мере проиллюстрировать это, зададим банальный вопрос: сколько лет было первому человеку в первый день его сотворения? Понятно, что при врачебном обследовании ему бы не дали меньше двадцати. Так что, миру было двадцать лет? Это «любительский» ответ, есть более серьезные, но я просто хотел показать, насколько наивно пытаться сопоставить научные исследования с данными Торы.

А теперь третий возможный вариант понимания вопроса (хотя мне не кажется, что это имелось в виду): если были динозавры, то где о них написано в Торе? (Не знаю, правда, почему все должно быть написано в Торе, ведь с таким же успехом можно спросить, где в Торе сказано о гиппопотамах. В наших книгах сказано, что в Торе есть намек на все, но кто сказал, что мы можем этот намек увидеть? И, даже если увидим, будет ли это убедительно для тех, кто не верит? Но можно попробовать).

С одной стороны, можно предположить, что они названы в Торе таниним (в современном иврите этим словом называют крокодилов, а Раши, объясняя его в главе Шмот, пишет, что это змеи, но можно понять и как «ящеры»). Они были сотворены на пятый день Творения (все-таки не на шестой).

Из высказываний мудрецов нам известно, что Творец увидел: мир не сможет устоять, если эти существа будут размножаться, и лишил их такой возможности. Но не исключено, что это произошло не сразу, а только после того как они успели «увеличить поголовье». Может быть, этим и объясняется их вымирание?

А может быть, это таки змеи: ведь они, как известно сначала были с ногами, а передвигаться ползком начали после первого греха. Вот и были они потомками первого змея, а потом лишились ног и исчезли с нашего горизонта.

Автор комментария Тифэрет Исраэль к Мишне выдвигает оригинальную гипотезу. В Мидраше сказано, что сначала Творец создавал миры, а потом разрушал их, поэтому, возможно, те ископаемые, которые находят ученые, — останки тех самых миров, которые предшествовали нашему.

Еще одно логичное предположение: возможно, эти допотопные звери были гибридами. Ведь известно, что из-за извращенности поколения потопа животные тоже научились извращениям, поэтому появились различные «помеси», которые были уничтожены во время потопа. Может быть, это и были динозавры. (На это намекает Нецив). И пертурбации, произошедшие в мире во время потопа, «отступления» от законов природы, были настолько велики, что ими можно объяснить и «возраст» этих останков.

Как бы то ни было, очень тяжело судить о том, что было когда-то и что не имеет повседневного прикладного значения, да еще на основании выводов науки, которая изначально была настроена недружелюбно к нам, и на основании слов Торы, главная задача которой — показать нам путь в жизни, а не сообщить сведения «о происхождении видов». Но, мне кажется, думающему человеку будет достаточно приведенных идей, чтобы понять, что вопросы из этой серии нерелевантны.

Напоследок хочу добавить важный момент. Наше доверие к тем или иным сведениям основано по большей части не на скрупулезном анализе каждого факта, а на доверии к источнику информации. В этом нет ничего зазорного, потому что не может каждый быть специалистом во всех областях, и специалисты тоже ошибаются. Из этого следует вывод, что главный выбор в жизни — это выбор, кому доверять. Естественно, в первую очередь человек доверяет своему близкому окружению и тому, что считается достоверным источником в той среде, где произошло его становление как личности. Так как мы выросли в России, для нас источником «первого порядка» является тот, кто говорит от имени науки. Но уверяю Вас, что, если Вы начнете серьезно изучать Тору, сможете убедиться в том, что существует гораздо больше оснований доверять Торе, чем любому другому источнику.

Успехов Вам, Яаков Гельфман

Материалы по теме

Тора и наука. Тематический обзор

Рав Ашер Кушнир

Современный интеллигентный еврей, пытающийся осознать своё еврейство, неизбежно сталкивается с вопросом о соотношении известных ему научных знаний с основами еврейского мировоззрения. Соответствует ли древняя Тора современным научным познаниям? Кто искренне захочет понять и разобраться в этой непростой теме, может столкнуться с большим препятствием. Проблема в том, что, как правило, современный интеллигентный еврей подойдёт к этому вопросу с мнением предвзятым и неуравновешенным.

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Книга Мишлей с комментариями Виленского Гаона 16. Как был сотворен этот мир

Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»

Смысл заповедей кашрута

Рав Моше Пантелят

Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»


Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше