Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что главное в заповедях — действие или намерение?

Темы: Христианство, Заповеди, Даниэль Маршальский, Кавана, Любовь к Б-гу, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте. Что главное в заповедях — действие или намерение? Нэфеш а-Хаим и Михтав мэ-Элияу — это два разных подхода? Если попрошу объяснить. Спасибо большое. А.

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, А.,

Чтобы ответить на Ваш вопрос, надо прояснить некоторые моменты, которые могут на первый взгляд показаться и так понятными всем, но, к сожалению, это не всегда так.

Одна из заповедей, которую должен выполнять каждый еврей, — это любить Творца всем своим сердцем. Мы упоминаем о ней каждый день как минимум два раза, при утреннем и вечернем чтении Шма. Но что значит любить Б-га? То есть — как это вообще возможно, как можно проявить свою любовь к Сущности, о Которой у меня нет никакого представления и о Которой, более того, мне нельзя иметь какое бы то ни было представление? Я должен только знать, что Он существует.

Когда я говорю, что люблю того или иного человека, это означает, что определённые качества этого человека мне нравятся. Может быть, у него есть также качества, которые мне не нравятся, но первые перевешивают вторые.

Но Творца оценить по Его качествам невозможно. Я не могу сказать, нравится мне то или иное качество Творца или нет. У Него их нет. Любое моё представление о Б-ге — это лишь моё воображение. Б-г — за пределами категорий человеческого мышления. Он не добрый и не строгий, не умный и не глупый, он Б-г. У нас нет никакой возможности оценить Его Самого. Мы можем только судить о Его проявлениях в нашем мире. Когда с человеком происходит что-то хорошее, он осознаёт Творца как Доброго, когда (не дай Б-г) происходит что-то неприятное, осознаёт его как Грозного. Но мы понимаем, что это только наше восприятие Творца, а ни в коем случае не описание Его Самого. Так как я могу проявить любовь к Творцу?

На это отвечает сама Тора. Там, где заповедано любить Б-га, сказано так: «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем достоянием твоим. И да будут речи эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем. И внушай их сынам твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и поднимаясь; И повяжи их знаком на руку твою, и будут они налобной повязкой меж глаз твоих. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Дварим 6, 5-9). Как мы выполняем повеление любить Б-га? Повязывая тфилин и вставая рано на молитву, мы повторяем эти слова. Любовь к Б-гу мы проявляем только тем, что выполняем Его заповеди. Нет другого проявления любви к Б-гу, кроме выполнения Его заповедей. Часто показывают, как в какой-нибудь американской церкви стоит пастор и кричит своей пастве: «Вы любите Б-га?» А они кричат ему в ответ: «Да!!» — «Тогда кричите аллилуйя…» Согласно нашей Традиции, это абсурд. Ведь их «любовь» не проявляется ни в чём, кроме их восклицаний. У них построено какое-то представление о Б-ге, и его (это представление) они любят. Но, как было сказано, нам, евреям, нельзя воображать себе Б-га, так как тогда мы Его ограничим рамками собственного воображения.

Но когда еврей выполняет заповедь Торы не ради своих интересов, а только потому, что верит: это то, что заповедал нам Творец, он проявляет свою любовь к Творцу. Заметьте, Авраам, человек от которого пошло еврейство, был назван в Торе богобоязненным только тогда, когда готов был убить своего сына по предписанию Всевышнего, хотя это было против всех его интересов и отцовских чувств. Так он проявил свою безграничную любовь к Б-гу. Христианство же, напротив, начинается с того, что Б-г жертвует своим сыном ради человечества. То есть, по их мнению, Б-г обязан быть милосердным к людям. По еврейской же Традиции Б-г нам ничего не обязан, это мы приняли на себя обязанность любить Его и служить Ему, выполняя заповеди, даже если это против наших интересов.

Исходя из сказанного: в еврейской Традиции всегда на первом месте выполнение мицвот, это и есть еврейство.

Однако бывает, что у человека не получается выполнить какую-то заповедь, несмотря на все старания. Он приложил все усилия, но, увы, по разным причинам не смог закончить начатое. Засчитывается это ему в заслугу или нет?

Рав Исраэль-Меир а-Коэн (Хафец Хаим) задал вопрос. В утренней молитве, произнося благословение на изучение Торы, мы благодарим Творца за то, что Он освятил нас заповедями Своими и повелел нам заниматься речами Торы. Почему не сказать просто — учить Тору? Отвечает Хафец Хаим: деятельность еврея оценивается не по результату, а по приложенным стараниям. Когда я отношу какую-то вещь в ремонт, меня не интересует, сколько усилий техник приложил для ее починки. Я плачу только за результат. Если починили, получат плату, если нет, то сколько бы усилий техник ни прилагал, не получит ни гроша. Но когда речь идет о выполнении заповедей, человек оценивается только по его стараниям. Мы, верующие евреи, понимаем, что результат зависит не от нас. Сколько бы мы ни старались, в конце концов, Б-г — Тот, Кто управляет этим миром по Своему усмотрению. Это не отменяет выбора человека — постараться выполнить заповедь, только результат ему не гарантирован. Поэтому, говорит Хафец Хаим, мы благословляем Б-га именно за повеление заниматься речами Торы, а не учить Тору. «Изучение Торы» уже предполагает результат, человек или изучил, или нет, а вот занятие Торой не гарантирует знания Торы. Человек может прилагать огромные усилия, занимаясь Торой, но не всегда видит результат. И награду получит в зависимости от стараний, несмотря на то, что не достиг результата.

Из всего приведённого следует, что каждый, кто принял еврейский образ жизни, обязан прилагать все усилия, чтобы выполнить заповеди Торы, осознавая, что результат ему не гарантирован.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме