Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вот говорится, высший смысл — уподобиться Творцу. Но как воспринимать жестокость в Писании?..

Темы: Милосердие, Бней Ноах, Рав Эльяким Залкинд, Зло, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Вот говорится, что высший смысл — уподобиться Творцу. Что есть инструкция — Священное Писание. Но есть вещи в Священном Писании, которые (по крайней мере, на первый — возможно, обывательский — взгляд) трудно понять. Например, по указанию Б-га: «И взяли в плен сыны Израиля жен Мидьяна и детей их, и весь их скот, и все стада их, и все имущество их взяли в добычу. И все города их в местах поселения их, и все станы их сожгли огнем» (В пустыне 31, 9-10). И таких эпизодов много. Как воспринимать такую жестокость и такие эпизоды? Спасибо. Алексей

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Алексей,

Вы спрашиваете о Мидьяне, но почему не спросили о потопе, произошедшем много раньше и много раньше описанном в Торе? Которым было сметено с лица земли ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (за исключением одной семьи). Ведь и там были женщины и дети, города и скот. Но сама Тора говорит о причине (Берешит 6, 11-12): «И растлилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля злодеянием… ибо извратила всякая плоть свой путь на земле».

Нельзя забывать, что мы говорим о ТВОРЦЕ мира. Который создал всё. И даёт существование всему. И как Он беспредельно велик, так велики Его замысел, мудрость и провидение, заложенные в Творении.

И Он, заботясь о нас, дал нам правила поведения — указания, как действовать, чтобы не разрушить мир, а исправить. Эти правила — заповеди — Творец дал сначала Адаму, потом, после потопа, Ноаху (Ною) и всем народам, произошедшим от него, потом народу Израиля. Всем народам — 7 основных заповедей, евреям — 613.

Вот основные заповеди для народов (7 заповедей потомков Ноаха): 1. Запрет идолопоклонства, служения любым силам, кроме Творца. 2. Запрет произносить недостойное о Творце. 3. Запрет убийства (за исключением смертного приговора по закону). 4. Запрет разврата, определенных связей. 5. Запрет грабежа и кражи. 6. Запрет есть куски от живого животного. 7. Предписание создать справедливые суды и добиться исполнения предыдущих 6 заповедей.

Всевышний управляет миром двумя основными путями: милостью и законом (судом). И оба эти пути необходимы. Так как без закона не может существовать справедливость, истина, нравственность, любое благо. Пример пути суда — воздаяние «мера за меру». А также наказание за нарушение заповедей — законов, соблюдение которых позволяет мирозданию существовать. А пример пути милости — возможность замены наказания глубоким раскаянием. А также то, что Всевышний ожидает такого раскаяния от людей, пока мера допустимого не превышена. И многое другое. Но и путь суда, в действительности, — путь милости. Врач, когда должен оперировать больного и доставить ему боль, — наказывает или спасает? Иногда и наказание, даже смерть, может быть излечением, искуплением, и только Всевышнему известны все расчеты, истинная цена наказаний и исправлений в мире.

У мидьянитян была особая вина. Они, по совету Билама, изыскали способ нанести удар народу Израиля. По наставлению своих старейшин и судей они посылали жен и дочерей (включая дочь одного из царей Мидьяна) совращать мужчин из стана Израиля, чтобы потом привлечь их к служению своему идолу. Всё это для того, чтобы увести евреев от служения Творцу и добиться для них кары Всевышнего. И это удалось, в стане Израиля вспыхнул мор, от него умерло 24 тысячи человек. Когда происходящему был положен конец, Всевышний повелел воздать мидьянитянам за все их грехи (сколько заповедей потомков Ноаха они нарушили?). А были и прошлые грехи мидьянитян, и идолопоклонство, так что мера допустимого была превышена. К тому же они с новой силой продолжали готовить козни против евреев. Слова Всевышнего (Бемидбар 25,18): «Ибо враждебны они вам в своих кознях, которые они замышляли против вас в деле Пэора и в деле Козби, дочери правителя Мидьяна, сестры их, пораженной в день мора из-за Пэора». (См. подробнее в комментариях Рамбана, Кли Якар и Мальбима в конце раздела Балак и в начале раздела Пинхас). И обратите внимание: из слов Торы следует, что в этом «проекте» участвовали и моавитяне, они посылали своих дочерей (Бемидбар 25, 1; о мидьянитянах см. Бемидбар 31, 16), но спаслись от воздаяния. Почему? Одно из объяснений — ради Рут, праведницы, которая должна была родиться в этом народе более чем через двести лет (см. Раши к стиху 25, 18). Это тоже один из путей милости Всевышнего.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше