Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Благословен источник или нет, зависит от человека, черпающего из него»Баал Шем Тов

Вы писали, что совет мудрецов многого стоит. Где наглядно это проявляется?

Темы: Мудрецы, Мудрость, Талмуд, Мендель Агранович

Отложить Отложено

В прошлом в одном из ответов Вы писали, что совет мудрецов многого стоит, могли бы Вы показать, где наглядно это проявляется? С ув., Я.

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Я.!

Поразительная вещь: действительно, отвечая недавно Александру из Лондона («Нужно ли хранить деньги в земле?»), мы использовали формулировку: совет мудрецов многого стоит. И буквально через несколько дней, изучая трактат Хулин в колеле, мы нашли иллюстрацию к этой фразе, а потому очень «в тему» Ваш вопрос.

Но прежде хотелось бы сказать, кого мы имеем в виду, говоря о мудрецах. Всякого ли человека, немного (или даже много) знакомого с Талмудом, можно отнести к этой категории?

Кто же это — мудрец Торы? Актуально это для всех поколений, или же речь идёт только о людях определенной эпохи, например, мудрецах Талмуда или Мишны, а может быть, о мужах Великого Собрания, установивших текст молитвы «Восемнадцать благословений»?

Тут следует ответить так: «Мудрец Торы — это всякий человек, мудрость которого — из Торы». Вы скажите тавтология? Отнюдь нет! Дело в том, что Тора — это не набор исследований гениальных людей, собранных в одну книгу или серию книг. Это мудрость Всевышнего, Творца этого мира. И поэтому, если есть отлаженная система передачи, мудрость, которую представляют мудрецы, — это мудрость самого Творца, а законы Торы — это мудрость Творца в каждой конкретной ситуации. Кто же удостаивается быть носителем этих знаний? Вот здесь основное условие! Для того чтобы быть проводником, надо быть как можно более чистым, не замутненным своими желаниями и стремлениями. То есть, можно знать Тору, но стать проводником, выражающим волю Творца в каждой конкретной ситуации, можно, только если ты не проводишь ничего, кроме той информации, которой обладаешь, и её беспристрастного анализа. А иначе это ИСКАЖЕНИЕ!

Так вот, мудрецы Талмуда получили Традицию по цепочке с горы Синай, записали её в Талмуде, а мы можем к ней приобщиться, понимая и стараясь понять её мудрость — до того уровня, на котором мы постигаем и принимаем Мудрость Творца, в ней заложенную…

Итак, трактат Хулин (105а) приводит мнение Шмуэля, который говорит следующее:

«Я в этой области по сравнению с отцом — как винный уксус по сравнению с вином. Ибо мой отец обходил своё владение дважды в день, а я — всего лишь раз в день».

Далее Талмуд пишет: «Это последовательная позиция Шмуэля, так как известно его высказывание, что всякий, кто обходит свои земли каждый день, находит монету сэла (примерно 17 грамм серебра)».

Раши объясняет: «Обходит означает: идет и осматривает земли свои, дабы видеть, что им требуется. Находит монету сэла — так как содержит их в порядке, исправляя то, что необходимо».

То есть, мы видим: Шмуэль считал, что любое имущество (ведь вряд ли он имел в виду именно землю) нуждается в «хозяйском» рачительном взгляде, чтобы служить и приносить прибыль владельцу по максимуму.

Далее Гемара описывает события, которые произошли с мудрецами, последовавшими совету Шмуэля, они как раз и представляют собой ответ на Ваш вопрос.

Абае обходил и осматривал свои земли каждый день. Однажды он встретил своего арендатора, который нёс то, что «плохо» лежало, а именно — вязанку дров.

Абае спросил его: «Это куда ты её несёшь?»

Арендатор: «К вам домой, конечно!»

Абае: «Опередили тебя мудрецы!»

Поясняет Раши: «Порекомендовав хозяину обходить свои земли каждый день, чтобы видеть, что ему следует сделать».

Рав Аси также обходил своё владение каждый день, следуя совету Шмуэля. Однажды он воскликнул: «Где же они, эти серебряные монеты сэла, обещанные господином Шмуэлем?!»

В один прекрасный день он заметил, что вода из оросительного канала вытекает через дыру в дамбе и грозит затопить его поле и смыть урожай целого года. Он заткнул дыру своим плащом и закричал, призывая людей на помощь. Его услышали, прибежали и восстановили русло канала, починили дамбу.

Так он нашел все «монеты», обещанные Шмуэлем.

Это истории из Талмуда в нашем пересказе и переводе.

Актуально и для нас, не правда ли?

С уважением, Мендель Агранович

Читайте также: тематический обзор Абае

Материалы по теме


Отсылание козла в пустыню и к дальней скале над пропастью — как это названо в Торе «к азазелю» — одна из центральных служб Дня Искупления в Иерусалиском Храме. Словосочетание «козел отпущения» стало нарицательным и используется сегодня как идиома Читать дальше

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

Недельная глава Ахарей мот

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот