Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое «завет соли»?

Темы: Тора с комментарием Раши, Жертвоприношение, Рав Яков Гельфман, Союз с Б-гом

Отложить Отложено

Уважаемый Раввин! Несколько раз в Священном Писании мы встречаем упоминание о завете соли. Где можно более детально узнать о том, что это такое? Например,(Ваикра 2, 13) «И всякую жертву твоего приношения хлебного солью соли, и не оставь без соли, завета Б-га твоего, хлебного твоего приношения; при всякой жертве твоей приноси соль». Большое спасибо.

Отвечает рав Яков Гельфман

Здравствуйте!

Завет соли или соль завета?

Комментаторы указывают на три основных упоминания «завета соли».

Одно — то, которое Вы приводите в своем вопросе (Ваикра 2, 13). Второе — в книге Бемидбар, в разделе Корах (18, 19), там речь идет о частях жертв, обещанных потомкам Аарона (коэнам — священникам) «заветом соли». Третье — обещание царю Давиду и его потомкам царства навеки — «заветом соли» (Диврей а-Йамим II, 13, 5).

Но между этими упоминаниями существует различие. Если в нашем стихе сказано «соль завета» (сначала «соль», а потом «завет»), то в двух других сказано «завет соли».

В чем же тут соль?!

В принципе, понятно. Ведь в первом стихе речь идет именно о соли (которая необходима при жертвоприношениях), поэтому она «соль завета». А в двух других местах речь идет о завете (который а-Шем заключает с Аароном и Давидом), и это завет не простой, а «завет соли».

Как завет связан с солью?

Комментаторы объясняют: одно из основных свойств соли — способность сохранять, консервировать. С ее помощью консервируют продукты, и земля, посыпанная солью, не дает урожая, то есть сохраняется в прежнем состоянии (рав Шимшон-Рэфаэль Гирш). Поэтому, когда Творец хочет заключить союз, который не будет изменен, не будет подвержен тлению и гниению, Он заключает его «солью». То есть этот завет как бы «засолен», «законсервирован», неизменен.

А почему соль необходима при жертвоприношениях?

Ибн-Эзра говорит, что это объясняется другим свойством соли, а именно — придавать вкус еде. Пресная пища не вкусна человеку, поэтому не подобает приносить такую жертву Б-гу. И поэтому Творец предписал приносить жертвы с солью.

Хорошо, но при чем тут завет, спросите Вы?

И еще: получается, что это два совершенно разных понятия (завет соли и соль завета). Существует ли смысловая связь между ними, или это просто игра слов?!

Рамбам объясняет: так как Творец предписал всегда приносить жертвы с солью, именно соль стала символом завета вообще. Как нерушим завет о жертвоприношениях с солью, так нерушим будет союз, заключенный с Аароном и Давидом. Согласно этому объяснению, «завет соли» — это тот самый завет о жертвоприношениях с солью.

Можно объяснить и по-другому. Соль завета — это соль, которой заключают заветы, союзы. Согласно этому объяснению, соль необходима при жертвоприношениях еще и потому, что ею Творец будет заключать союз царства и священства. Так считает великий Йонатан, сын Узиэля (ученик Иллеля, переведший Тору на арамейский язык).

Кто-то удивится: «И это все? Не хватает здесь какой-то соли!» А более сведущие спросят, почему автор не приводит в первую очередь объяснение Раши.

Здесь мы подходим к самому интересному. Ведь до сих пор (до главы Ваикра) Тора нигде не упоминала о каком-либо завете, связанном с солью, как же тут она говорит о нем, как о чем-то само собой разумеющемся? Объясняют мудрецы (которых цитирует Раши): Тора здесь намекает на завет, заключенный при сотворении мира. Так как вода была разделена во второй день творения, то есть «отдалена» от Творца, обещал Он ей, что это только на время (до полного исправления мира). И даже в этом мире она будет возвращаться к Нему через жертвоприношения в виде соли, которая добывается из воды. Это показывает нам, что и наша душа, отдаленная в этом мире от Творца, стремится вернуться к Нему несмотря на все преграды.

Более того, сама природа соли, добываемой из воды с помощью иссушения (то есть силой огня), как бы свидетельствует о Нем, Соединяющем противоположное — огонь и воду (как в казни огненным градом в Египте). Это и есть, по мнению А-Ктав вэ-а-Кабала, тот «удивительный» Б-жественный союз, о котором говорит Тора, союз противоположностей. Соль нужна при жертвоприношениях еще и поэтому: она показывает, что мы служим Единому Создателю, а не различным силам, божкам.

И еще один нюанс. В Талмуде сказано, что даже если жертвоприношение личное, соль должна быть обязательно из общественной казны. Это показывает, что любое желание, даже самое святое, должно быть сверено с эталоном Торы, полученной общиной Яакова, неизменной, как соль. Потому что в мире меняются только декорации (раньше ездили на лошадях, теперь летаем на самолетах), но суть, душа не меняется.

С уважением Яаков Гельфман

(Основные источники и авторы: трактат Менахот 21, Раши, Рамбан, Ибн-Эзра, Рабейну Бахье, А-Ктав вэ-a-Кабала, Рав Шимшон-Рэфаэль Гирш).

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше