Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тарелки из стекла кошеруются?

Темы: Посуда, Кашрут, Песах, Рав Лейб-Нахман Злотник, Кашерование посуды

Отложить Отложено

Шалом! Подскажите, пожалуйста, тарелки из стекла кошеруются? Я слышала, что они не впитывают вкус еды и достаточно им просто какое-то время отстояться. Если да, то сколько времени? С уважением, Марианна

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемая Марианна!

По вопросу о статусе стеклянной посуды мнения мудрецов разошлись, так как во времена дарования Торы такого материала, по всей видимости, ещё не было. Некоторые считают, что статус посуды, изготовленной из стекла, в отношении кошерования такой же, как статус посуды, изготовленной из глины. То есть — она не поддаётся кошерованию вообще. Другие полагают, что эта посуда кошеруется так же, как металлическая. Согласно третьей точке зрения, стекло — настолько плотный и гладкий материал, что его не надо кошеровать, а достаточно хорошенько промыть водой.

На практике сефарды поступают в соответствии с последним мнением и, тщательно вымыв стеклянную посуду, в которой находился горячий или, тем более, холодный некошерный продукт, пользуются ею без ограничений. И если стеклянную посуду использовали для мясной пищи, представители сефардской общины могут помыть её и использовать для молочной. Верно и обратное: после того, как стеклянную посуду использовали для молочной пищи, её разрешено помыть и использовать для мясной.

Ашкеназы обычно поступают согласно второму мнению, то есть кошеруют стеклянную посуду так же, как металлическую, — но не для Песаха. А готовясь к Песаху, кроме случаев, когда это абсолютно необходимо, принимают мнение, что стеклянная посуда не подаётся кошерованию. И не пользуются «квасной» посудой вообще.

Вам, вероятно, известно: для того, чтобы было разрешено кошеровать тот или иной вид посуды, необходимо быть уверенным, что посуда не может испортиться из-за кошерования. Поэтому если ашкеназ собирается кошеровать стеклянную посуду с помощью агалы, он должен быть уверен, что она от этого не лопнет и на ней не образуются трещины.

Если посуду использовали исключительно для холодных продуктов, её достаточно тщательно промыть. Исключение составляет ситуация, когда посуда была погружена в некошерную жидкость в течение 24-х часов. В этом случае для того, чтобы её откошеровать, необходимо либо сделать агалу, либо замочить посуду в чистой воде на трое суток, каждые сутки меняя воду. Многие сефарды так кошеруют стеклянную посуду на Песах.

Замечу, что ашкеназам запрещено переводить посуду из разряда «молочной» в разряд «мясной» и наоборот, а сефардам — разрешено.

Если посуда изготовлена из дюралекса — стекла более теплостойкого и прочного, чем обычное, закон такой же, как если бы стекло было обыкновенным. Что касается посуды изготовленной из пайрекса, огнеупорного стекла, для ашкеназов закон такой же, как если бы стекло было обыкновенным, а мнения сефардских раввинов разделились. Некоторые считают, что статус посуды, изготовленной из этого материала, идентичен статусу стеклянной посуды, согласно мнению других — такой посуде необходима агала.

О том, как правильно делать агалу вообще и в домашних условиях в частности, смотрите статью «Кошерование посуды».

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)