Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мы карлики на плечах великанов?

Темы: Мудрецы, Соблазн, Современность и Тора, Натан Агрес, Самосовершенствование, Конец времен

Отложить Отложено

Здравствуйте. Мне не до конца понятно соотношение нашего духовного уровня с уровнем предыдущих поколений. С одной стороны, все говорят о йеридат а-дорот — снижении духовного уровня поколений, а с другой — есть известное выражение, что наше поколение подобно карликам, стоящим на плечах у великанов.

Как я понимаю, это значит, что хоть сами мы гораздо меньше, но благодаря гигантской работе всех предыдущих поколений мы оказались на их «плечах», т.е. духовно выше их и видим дальше, хотя собственная наша заслуга в этом минимальна. И действительно, слава Б-гу, сегодня мы видим, насколько процветает изучение Торы, помощь бедным и неимущим, поддержка больных и т.п.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемая О., Вы поднимаете важный вопрос. Давайте постараемся навести в нем порядок.

Карлики на плечах великанов

Выражение «карлик на плечах великана» встречается у рабби Ишаяу де-Трани, одного из крупнейших мудрецов Италии 12 века (см. также в предисловии книги Шиблей а-Лекет, 13 век, и др.), и, что интересно, он приводит его от имени нееврейских философов.

Этим фактором он аргументировал свое право оспаривать законодательные заключения более ранних мудрецов (периода геоним, 7-10 века). Как и в науке, так и в постижении Торы, когда используются опыт, знания и открытия предыдущих исследователей, иногда появляется возможность взглянуть на вещи более широким взглядом, взять в расчет всевозможные стороны и нюансы, и прийти в результате к новым выводам, отличным от мнения предшественников.

Однако все это только при условии, что у последних есть все же достаточно «средств» как следует постичь мудрость первых. Но в случае, когда мудрость первых «недоступна» последним, карлик остается карликом — у него просто не хватает сил взобраться на шею великана.

Именно поэтому сами мудрецы определяли наступление новых эпох в изучении Торы. Они ощущали снижение собственного уровня понимания по отношению к предшествующим, что обязывало их принять мнение первых как безоговорочное (насколько надо любить истину и беспрекословно следовать ей, чтобы преклонить голову перед другим, когда сам понимаешь иначе!).

Так, после составления Талмуда мудрецы следующего поколения единогласно постановили, что отсюда и далее никто не будет оспаривать законодательные постановления Талмуда (и с тех пор ни один мудрец даже не попытался оспорить это решение). То же самое произошло в конце эпохи «ришоним» (примерно в 14 веке), когда раввины вновь ощутили колоссальную разницу между собой и их предшественниками.

Эпоха «ахроним» длится по сей день, и хотя во всем, что не касается практического закона, у каждого мудреца (если только он воистину мудрец) есть право на собственное мнение, в том, что касается непосредственного руководства к действию, принимается мнение первых.

Все это касается изучения Торы и принятия законодательных решений.

Снижение духовного уровня поколений

Но в отношении духовного уровня человека, т.е. таких факторов, как богобоязненность, умение контролировать свои чувства и эмоции, способность проникнуть и изучить свой собственный внутренний мир, совершенствовать качества характера, приподняться над мирской суетой, и многое другое из этой области — во всем этом, вне всякого сомнения, наблюдается постоянная тенденция упадка. Причем не только в количественном аспекте (первые делали больше, а мы меньше), но в основном в качественном (мы вообще не задействуем те части интеллекта и душевные силы, что задействовали они). То, что называется в книгах «катнут мохин» — «сокращение разума»!

Этот процесс очень точно охарактеризовали наши мудрецы (Шаббат 112б): «Если первые (поколения) как ангелы, мы — люди, а если первые как люди, мы…как ослы». И оспаривать это бесполезно, поскольку факты говорят сами за себя (понятно, что речь идет о большинстве, но отдельные люди и в последних поколениях поднимались до невероятных духовных высот, и каждый из нас в принципе имеет такую возможность).

Понятно также, что в этом аспекте нет у «карлика» возможности взобраться на плечи великана, ведь мы говорим о самой сути и уровне человека, а не о знаниях, которые еще можно как-то перенять у предшественников (как выяснилось выше, тоже с определенными ограничениями).

Цепочка поколений

И все же в каком-то смысле сравнение с карликом на плечах великана имеет место. Имеется в виду наша возможность позитивно влиять на мир и на самих себя.

Иудаиз м утверждает, что любая деятельность человека (на уровне мысли, речи или действия) помимо открытого воздействия, имеет еще и скрытое влияние на него самого и на окружающих.

Добрые дела, исполнение заповедей, молитва и т.п. влекут за собой «ответную реакцию» Свыше, и точно так же — негативные действия. Таким образом, незаметно для нашего взора мы постепенно исправляем мир (от греха Адама — первого человека, и др. грехов), когда каждое поколение получает особую, свойственную только ему задачу в общей программе.

Первые поколения (особенно до всемирного потопа) жили сотни лет, поскольку им предстояло исправлять широкомасштабные «неполадки», в отличие от последних, задача которых ограничивается более локальными исправлениями. Но все же все поколения в целом представляют собой единую цепочку, и мы, стоя на плечах предшественников, получаем доступ к тем сферам духовной деятельности, которые еще осталось возродить.

Чем нам гордиться?

Как Вы совершенно верно подметили, слава Б-гу, в последние десятилетия наблюдается колоссальный подъем в области изучения Торы, поддержки неимущих, хеседа и качества исполнения заповедей в целом. Однако, не умаляя нашей заслуги, надо признать, что основная доля во всем этом принадлежит Всевышнему! Именно Он создал нам такие «тепличные условия», в которых не так уж трудно исполнять Его волю. И нетрудно предположить, что если бы подобные условия имели место в прошлом, наши предки достигли бы еще больших результатов.

В чем состоит наша задача

Что же касается нашего поколения, стоящего в преддверии прихода Машиаха, его роль очень велика и непроста.

Чем ближе к рассвету, тем гуще тьма. Перед своим тотальным уничтожением силы зла используют весь свой арсенал, чтобы всеми возможными методами помешать воцарению истины и блага, совратить как можно больше людей с верного пути.

Сегодня, как никогда раньше, возможность отдаться греху (совершенно незаметно для окружающих) необычайно велика, соблазны и испытания окружают нас со всех сторон. Но тот, кто не поддастся на искушение, одним лишь этим исправит гораздо больше, чем все, что его предки должны были исправлять скрупулезным и длительным трудом!

Оставаясь крепкими в вере и исполняя заповеди сегодня, во время полного безверия, узаконенного насилия и разврата, утраты всяких моральных ценностей и неограниченных возможностей погрязнуть в животных страстях, мы возносим Всевышнему особый дар, которому не было аналогов в прошлом. И, безусловно, наша работа ценится очень высоко!

Кроме того, как пишет рабби Хаим Виталь (ученик Аризаля), задача последних поколений — приблизить Избавление с помощью молитвы и неустанных обращений к Небесам. Поскольку одно из условий Избавления — это ожидание и рвение самих людей достигнуть его!

И еще, любое влияние Свыше обусловлено соответствующей просьбой человека. Поэтому даже когда в заслугу коллективной работы всех поколений Избавление уже «готово» снизойти в этот мир, чтобы реализовать его необходимо искренне молить об этом Всевышнего! В противном случае все уготовленные нам блага могут остаться где-то там, наверху, только из-за недостатка в молитве…

В надежде на всеобщий духовный подъем и скорое Избавление.

С уважением, Натан Агрес

см. ответ Почему Танах «злословит» о праведниках

Материалы по теме


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше