Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как вскрывать в субботу различные упаковки, чтобы не допустить нарушений?

Темы: Посуда, Суббота, Лейб-Нахман Злотник

Отложить Отложено

Одно из действий, с которым все мы довольно часто сталкивается в шабат, — это открывание различных упаковок. Расскажите, по возможности, максимально подробно о том, как это нужно делать для того, чтобы не допустить нарушений. Было бы интересно узнать не просто закон в отношении всех встречающихся у нас видов упаковок, но также ознакомиться с причиной каждого закона и с его источником. Заранее благодарен, Олег В., Москва.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемый Олег,

Для того чтобы не допускать нарушений при открывании упаковок, необходимо учитывать законы о таких запрещённых в субботу работах, как бонэ — строительство, сотэр — разрушение, корэа — разрывание, мехатэх — разрезание, матир — развязывание, мохэк — стирание написанного, маке бэ-патиш — завершение изготовления предмета и других. Даже у специалистов в области законов субботы зачастую возникают сомнения в том или ином вопросе, связанном с открыванием упаковок в субботу. Поэтому практически все раввины считают: по возможности следует открывать консервные банки, коробки, бутылки, пакеты и другие упаковки до наступления субботы. Если по каким-то причинам этого не сделали, необходимо знать, как это сделать в субботу, не нарушая запретов.

Рассмотрим законы открывания упаковок в субботу. Как правило, все законы, регулирующие эту область, действуют также в йом тов (праздник). Постараюсь привести источники этих законов в Устной Торе и упомянуть как можно больше видов упаковок, встречающихся в нашем быту.

Источники в Устной Торе

Мишна (Шабат, 146а) сообщает: человеку, который не откупорил заранее бочку с сушёным инжиром, разрешено разбить её в субботу для того, чтобы достать инжир. Шулхан Арух (314, 1) устанавливает закон в соответствии с мнением Тосафот: это разрешение действует, только когда речь идёт о бочке, не имеющей ценности, например, такой, которая склеена из множества черепков — мустаки. Разрушение такого малоценного предмета не считается сколько-нибудь значимым действием и поэтому не запрещено. Непременное условие, которое должно соблюдаться для того, чтобы разбить бочку было разрешено: не делать в ней удобного и аккуратного отверстия. Причём тот, кто проделывает отверстие, удобное для того, чтобы что-то вынимать из бочки или помещать в бочку, нарушает постановление мудрецов. Делать в субботу удобное и аккуратное отверстие, через которое можно как вынимать содержимое «упаковки», так и помещать что-либо в неё, запрещено Торой. Рамбам полагает, что при этом совершается запрещённая в субботу работа маке бэ-патиш — завершение изготовления предмета (Йад а-Хазака, Законы субботы 10, 16).

В гмаре Шабат приведён ещё один закон. В эпоху Талмуда было принято плести из пальмовых ветвей шарообразные сетчатые «посудины» — хотлот, в которых дозревали неспелые финики или инжир. В этих «корзинах» не оставляли специального отверстия для того, чтобы доставать плоды. Когда плоды созревали, хотлот, в которых они находились, разрубали, т.к. они не имели особой ценности, а потом, когда это было нужно, плели новые.

Бейт Йосеф от имени Кольбо пишет, что хотлот, предназначение которых — оберегать и улучшать находящиеся в них плоды и которые сами по себе ценности не представляют, можно по сути уподобить скорлупе ореха или яйца. Подобно тому, как в субботу разрешено колоть орехи и очищать яйца от скорлупы, разрешено разрывать или разрубать хотлот.

Мишна Брура (314, 25) приводит ещё один пример разрешённого в шабат вскрытия упаковок (источник — Тосэфта). Если на бочку в качестве покрытия натянута кожа, для того, чтобы добраться до содержимого бочки, разрешено в субботу прорвать это покрытие. Как и в вышеперечисленных ситуациях, это разрешено потому, что предмет, который после использования рвут, разрезают, ломают, не представляет для человека ценности. И если, разрушая упаковку, он не проделывает аккуратное и удобное отверстие, это не запрещено. Кроме запрета делать удобное отверстие, при открывании упаковок следует помнить ещё об одном субботнем запрете — мохэк — запрещено стирать и портить буквы и рисунки.

Открывание консервных банок

Поскольку пустые консервные банки в наше время являются предметом малоценным и ненужным, многие поским (галахисты), исходя из приведённых выше источников, разрешают открывать их в субботу, если по какой-то причине не открыли до субботы. Делать это следует так, чтобы не получилось аккуратное отверстие, через которое удобно вынимать содержимое банки.

Хазон Иш считает, что открывание консервных банок запрещено, и приводит три обоснования. Во-первых, говорит он, существует опасность: если человеку разрешить открыть консервную банку, когда он не намерен использовать её позже, а собирается выбросить, возможно, он «по аналогии» откроет банку и тогда, когда будет намерен её использовать. А это запрещено, т.к. в этом случае его действия намеренно направлены на «завершение изготовления» нужного ему предмета. Во-вторых, если банку не опорожняют сразу после того, как открыли, а держат в ней пищу, пока не закончится, её отрывание расценивается как изготовление значимого предмета, предназначенного для многоразового использования. В-третьих, возможно, что, хотя обычно такие банки выбрасывают сразу после того, как вынули содержимое, открывание их считается значимым действием и запрещено.

Те, кто придерживается более строгого воззрения (по Хазон Ишу), согласно мнению ряда авторитетных поским могут поступать так. Если забыли открыть консервы до субботы, а они необходимы в субботу, их открывают, предварительно проделав отверстие в дне банки. Так как продырявленная банка уж точно не считается предметом, который можно использовать. Однако есть и другие авторитетные раввины, которые считают: продырявливать банку запрещено, так это является в некотором смысле откупориванием.

Как о любом вопросе, по которому галахисты не пришли к единому мнению, об открывании банок каждому следует проконсультироваться со своим раввином, чтобы знать, как поступать в конкретном случае.

Когда приходится открывать консервы в субботу, не имеет принципиального значения, используют для этого консервный нож или открывают с помощью кольца по заранее намеченному надрезу.

Запрещено проделывать отверстие в металлических контейнерах с сиропом, растительным маслом и т.д., так как это считается открыванием банки. Это же относится к металлическим и пластмассовым тюбикам, в которых нужно проделать отверстие, чтобы извлечь содержимое.

Металлические баночки с пивом и другими лёгкими напитками, которые открывают, потянув за колечко и отделив специальный «язычок» по заранее намеченному надрезу — перфорации, согласно ряду мнений, в субботу открывать разрешено. Другие же поским полагают, что это делать запрещено.

Открывание молочных пакетов

Как и прочие упаковки, молочный пакет следует открыть до субботы. Если этого не сделали, пакет следует прорезать так, чтобы в нём было невозможно держать жидкость, а содержимое следует куда-нибудь перелить. При этом нельзя «резать» буквы и рисунки, отпечатанные на пакете. По мнению некоторых поским разрешено открыть молочный пакет зубами или ещё как-то, как обычно не открывают, так как при этом не получается аккуратного отверстия.

(Замечу: те виды упаковок — пакеты, коробки, банки, бутылки, — которые после того, как из них вынули содержимое, становятся непригодными для повторного использования, приобретают статус мукце — предмета, которым в субботу запрещено пользоваться и который запрещено перемещать. Упаковки, которые можно использовать многократно, но которые обычно так не используют, согласно мнению некоторых раввинов, считаются мукце. Другие галахисты полагают: поскольку предмет пригоден к использованию, он не становится мукце, даже если его собираются выбросить. Примером таких упаковок может быть пластиковый стаканчик для кефира или такая же баночка для творога. Запрещено вынимать пустой пакет из-под молока из пластикового молочника. Вынуть пакет следует, пока в нём ещё находится некоторое количество молока. Когда он опустеет и превратится в мукце, его разрешено выбросить в мусор, пока он находится в руке. Если пакет вовремя не вынули и молоко закончилось, то, чтобы заменить пустой пакет полным, следует вытряхнуть пустой пакет, не дотрагиваясь до него рукой, из молочника в мусорное ведро. Или же вставить полный, не вынимая пустой.)

Молоко иногда продают также в картонных коробках. Если такую коробку необходимо открыть в субботу, её швы не разъединяют сверху, как в будние дни, а проделывают в нём неаккуратное отверстие.

Небольшие целлофановые пакеты со сладкими напитками разрешено, как это делают в будние дни, надорвать в углу зубами и пить — либо прямо из них, либо — вставив в пакет соломинку.

Покрытия из фольги и целлофана

В ряде упаковок — банках для растворимого кофе, бутылках для сиропов и соусов и т.д. — кроме крышки имеется тонкое покрытие из фольги, предназначение которого — сохранять продукт свежим. Оно закрывает бутылку или банку сверху, под крышкой, и для того чтобы начать пользоваться содержимым упаковки, покрытие нужно либо убрать полностью, для чего откручивают крышку, либо продырявить. По аналогии с разрыванием кожи, покрывающей бочку (см. выше), разрешено прорвать такое покрытие из фольги. Это относится и к целлофановой пленке, которой покрывают коробки с готовыми салатами.

Открывание картонных коробок

Картонные коробки с печеньем, конфетами и другими сладостями обычно бывают закрыты одним из трёх способов. Либо края отверстия скреплены клейкой лентой, либо присоединены друг к другу с помощью клея, либо отверстия ещё не существует, но упаковку надо прорвать по специальной линии, обозначающей, где это легко сделать. Основываясь на разрешении порвать кожу, натянутую на бочке, разрешают порвать и клейкую ленту. Но разделить склеенные края упаковки или порвать её в предназначенном для этого месте в субботу нельзя. Ведь человек обычно заинтересован в том, чтобы упаковка осталась целой и ею можно было бы продолжать пользоваться. Поэтому при расклеивании краёв упаковки или разрывании по линии нарушаются запреты корэа — разрывания и мехатех — разрезания.

Использование пластиковых стаканчиков с молочными продуктами

Пластиковые стаканчики квадратной формы с йогуртом, кефиром, творогом и другими молочными продуктами иногда бывают соединены друг с другом по два, по четыре, по шесть и т.д. Их необходимо разъединить до субботы. Если этого не сделали, следует выяснить у раввина, как поступать, так как по этому вопросу мнения галахистов разделились: некоторые считают, что при разделении спаянных стаканчиков происходит нарушение запретов маке бэ-патиш — завершения изготовления предмета — и мехатэх — разрезания, а другие полагают, что постфактум их разрешено разъединить.

Некоторые проделывают в покрытии такого стаканчика небольшое отверстие, вставляют соломинку и так пьют. Это разрешено делать в субботу так же, как и в будние дни, только следует протыкать покрытие там, где нет букв и рисунков.

По аналогии с кожей, натянутой на бочку, разрешено также полностью устранить покрытие, прикреплённое к стаканчику.

Откупоривание бутылок

Рассмотрим четыре основных вида крышек и пробок, которые используют при закупоривании бутылок. Два можно открывать в субботу. Речь идёт о пивных бутылках, закрытых металлической крышкой, которую открывают, сгибая её. Так же и пробки — изготовленные как из пород пробкового дерева, так и из синтетических материалов — разрешено откупоривать в шабат даже с помощью штопора.

Металлические крышки с резьбой, которые для того, чтобы отвинтить, необходимо предварительно отделить от кольца, остающегося на горлышке бутылки, запрещено открывать в шабат, так как при этом происходит нарушение запрета маке бэ-патиш. В случае необходимости разрешено проделать в такой крышке отверстие, не задевая, разумеется, букв и рисунков, после чего можно будет отделить её от кольца и открыть бутылку.

Четвёртый вид — это пластиковые крышки, которые также имеют резьбу и которые для того, чтобы открутить в первый раз, необходимо отделить от кольца, остающегося на горлышке бутылки. При отсоединении пластиковой крышки (в отличие от металлической) от нижней части — кольца — не происходит нарушения запрета маке бэ-патиш. Крышки с резьбой изготовляют заранее, и только после того, как они были навинчены на бутылки, с помощью специального станка сжимают их нижнюю часть (кольцо) таким образом, что невозможно отвинтить крышку, не отделив её от нижней части. (С металлическими крышками дело обстоит иначе. Заготовка надевается на горлышко бутылки, после чего пресс надавливает на эту металлическую болванку и она приобретает форму горлышка бутылки, включая резьбу. Затем станок частично прорезает нижнюю часть для того, чтобы было легче отделить «рабочую часть» крышки от кольца. Получается, что завершение изготовления предмета, то есть приспособление крышки для выполнения её функций — откручивания и закручивания во время открывания и закрывания бутылки — происходит во время первого открывания, когда крышку отделяют от кольца. В субботу это запрещено, так как является маке бэ-патиш). Мнения галахических авторитетов о том, разрешено ли открывать в субботу пластиковые крышки, разошлись, и поэтому каждому следует выяснить у своего раввина, как поступать.

Оболочку из фольги или пластика, которая бывает иногда надета на горлышко бутылки поверх крышки, разрешено убрать, не задевая при этом буквы и рисунки.

На бутылках и других упаковках часто бывают особые пластиковые крышки: для того, чтобы их открыть, нужно оторвать полоску, которая плотно прилегает к бутылке. Об открывании этих крышек и упаковок см. выше — закон о «четвёртом виде» — пластиковых крышках.

Открывание бумажных и целлофановых упаковок

Бумажные или целлофановые упаковки, запаянные или заклеенные со всех сторон клейкой лентой, в которых находятся продукты, бумажные салфетки и тому подобное, разрешено разрывать в субботу таким образом, чтобы они больше не были пригодны для использования. В этом случае мы прибегаем к разрешению хотлот, упомянутому выше. При этом надо быть осторожными, чтобы не задеть буквы и рисунки.

Упаковки таблеток, которые представляют собой пластиковые ячейки, с другой стороны закрытые фольгой, разрешено открывать любым способом, не задевая букв и рисунков.

Бумажную упаковку, верхние края которой склеены не очень сильно, чтобы легче было открывать, запрещено «расклеивать», а следует прорвать, не задевая при этом буквы и рисунки. Пример такой упаковки — бумажный пакет сахара.

Маленькие порционные пакетики сахара, соли и специй, которые обычно подают в кафе и т.д., разрешено разрывать в субботу, чтобы извлечь их содержимое. При этом следует проявлять осторожность, чтобы не задеть буквы или рисунки. Рвать надо так, чтобы упаковку было невозможно использовать — как всю, так и отдельные части.

Дополнительные действия, связанные с открыванием упаковок

Некоторые пакеты закрывают с помощью специальной проволоки, которую скручивают в несколько раз. Согласно некоторым поским это разрешено, другие запрещают. Соединить края проволоки, не скручивая её несколько раз, — разрешено по всем мнениям.

Чтобы достать содержимое пакета, завязанного верёвкой, разрешено порвать или порезать верёвку. Чтобы достать содержимое целлофанового кулька, который завязан сверху двойным узлом, следует порвать кулёк, но не развязывать узел.

Чтобы достать содержимое упаковки, закрытой с помощью металлических скрепок, разрешено вытащить скрепки, даже если при этом упаковка останется целой.

Некоторые виды фруктов продают иногда в капроновых сетках. Такую сетку разрешено порвать или порезать в субботу для того, чтобы достать фрукты.

Чтобы открыть коробку с мороженым и похожие на неё упаковки, иногда нужно отломить «язычок», прикрывающий выемку для пальца на краю крышки. Это действие расценивается как маке бэ-патиш — завершение изготовления предмета — и в субботу оно запрещено.

Иногда банку с вареньем бывает очень трудно открыть из-за вакуума. В этом случае разрешено сделать отверстие в крышке, чтобы в неё проник воздух и было легче открыть.

Изначально запрещено делать отверстие в соске от бутылки для малышей или даже расширять уже имеющееся отверстие, так как при этом происходит нарушение запрета маке бэ-патиш.

Надеюсь, что информация достаточно подробная, как Вы просили, и что она окажется полезной для Вас. Желаю Вам правильного открывания упаковок и великих открытий в Торе.

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Пост 10 Тевета в ряду еврейских постов

Хава Куперман

Кицур Шульхан Арух 121. Законы общественного поста

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре