Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Давать подарки покупателям, которые платят наличными, запрещено?

Темы: Тора и бизнес, Подарки, Проценты, Лейб Нахман Злотник

Отложить Отложено

Шалом! Я держу небольшой магазинчик, так называемый «Минимаркет». Для динамичного хода закупок удобно, чтобы покупатели платили сразу всю сумму наличными, а не в несколько платежей и не отсроченными чеками. Чтобы поднять мотивацию у клиентов, я решил устроить особое мероприятие: кто платит наличными, получает подарок, сумма которого зависит от величины сделки. Это может быть плитка шоколада, а может быть бутылка хорошего вина. Мой товарищ — хеврута, с которым я учусь вечером в коллеле «Толдот Йешурун», — сказал мне, что такие мероприятия нужно согласовывать с раввином, чтобы не нарушить запрет рибита — давать или брать ссуды под проценты. Я не понимаю, где в моём случае может речь идти о ссудах, но из страха перед Всевышним и из уважения к моему товарищу, который учится целый день в йешиве и очень хорошо знает Тору, я обращаюсь к Вам. Есть ли какая-нибудь проблема в том, что я делаю? Желаю добра и мира, Шалва Давидашвили

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемый Шалва!

Прежде всего, хотелось бы выразить восхищение, что человек, который не видит никакой связи между продажей товара и проблемами, возникающими с процентами от ссуды, считает нужным выяснить, прав ли он. Это говорит о большой Б-гобоязненности и скромности, которым у Вас следует поучиться.

Что касается Вашего вопроса: то, что Вы делаете, — разрешено, хотя Ваш товарищ абсолютно прав в том, что в данной ситуации возникает вопрос о запрете рибита — запрете давать или брать ссуды под проценты, и видно, что он большой знаток Торы.

Постараюсь коротко объяснить, что имеется в виду. В Шулхан Арухе — своде еврейских законов (раздел Йорэ Дэа 173, 1) — сказано, что разрешено продавать товары по более высокой цене тому, кто платит в рассрочку. Зачем об этом говорить? Почему это должно быть запрещено? Где здесь ссуда? Дело в том, что за товар в принципе надо платить сразу, во время приобретения. Когда продавец соглашается продать товар в рассрочку, он как бы предоставляет покупателю ссуду. Если он из-за этого завышает стоимость товара, то логично предположить, что разница в цене является «процентами», которые продавец получает за то, что «ссудил» деньги клиенту.

Почему же на самом деле это не запрещено? Потому что продавец не заявляет о том, что у товара есть две цены: одна для тех, кто платит наличными, а другая для тех, кто покупает в рассрочку. Он просто сообщает клиенту, который платит сразу, реальную цену товара, а тому, кто хочет купить в рассрочку, — завышенную. Можно было бы подумать, что в Вашей ситуации закон строже. Ведь и реальная цена товара, и скидки для тех, кто платит сразу, обнародованы. Если так, то мы не решили проблему: объявлено, что есть две цены, что запрещено. Однако существует различие между ситуацией, когда повышают цену для тех, кто платит позже, и Вашей ситуацией, когда тот, кто платит наличными, получает скидку. Человек не обязан давать подарки всем подряд!

Об этом вопросе существует большой спор наших законоучителей, и здесь следует действовать в соответствии с устрожающим мнением, так как большинство считает, что и в этом случае происходит нарушение закона: ведь тот, кто покупает в рассрочку, заплатит больше. Однако видится, что в Вашей ситуации, даже согласно более строгому мнению, не происходит нарушения. Одно дело, когда для одних цена одна, а для других — другая. Но если цена постоянная, одна для всех, и только тот, кто платит сразу, получает подарок, а тот, кто покупает в рассрочку, не получает, — представляется, что проблемы нет. Здесь уж точно можно сказать, что человек не обязан одаривать всех подряд.

Спасибо за вопрос и за тот урок Б-гобоязненности и скромности, который Вы нам преподали. Удачи Вам в Вашем кошерном бизнесе и в учёбе с Вашим знающим и мудрым товарищем.

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).